Учебная работа. Вегетососудистая дистония у детей

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Вегетососудистая дистония у детей

Обзор литературы

Посреди неинфекционных болезней детского и подросткового возраста вегетососудистая дистония является более всераспространенной патологией с частотой встречаемости от 4,8 до 29,1% [1]. При всем этом вегетососудистая дистония либо ее вариант — нейроциркуляторная дистония — завлекает внимание педиатров, кардиологов и подростковых докторов в связи с тем, что до сего времени не ясно, является ли она самостоятельным болезнью либо фактором риска — предиктором артериальной гипертензии, атеросклероза и ишемической времени остаются спорными вопросцы не только лишь терминологии, систематизации, патогенеза, правомочности постановки клинического вегетососудистой либо нейроциркуляторной дистонии в качестве основного , отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти), выборе более хорошей терапии ), проведении действенных профилактических мероприятий и высококачественной диспансеризации нездоровых.

Вышеизложенное побудило нас провести анализ данных литературы по данной для нас теме и представить собственный взор на делему нейроциркуляторной дистонии исходя из убеждений врача-клинициста.

Многофункциональные работоспособности»>заболевания сердца в различные годы назывались <нейроциркуляторная астения>, <невроз сердца>, <синдром Da Costa>, <сосудистая астения>, <вегетативный невроз>, <вегетативная нефункциональность>, <вазомоторная дистония>, <вегетососудистая дистония>, <ангионевроз>, <психовегетативный невроз>, <вегетативно-эндокринная кардиопатия>, либо <миокардиодистрофия> и пр. [7, 8]. В истинное время более принятыми и применимыми определениями, обозначающими <многофункциональные расстройства>, нервной и сердечно-сосудистой систем, являются <системы на многофункциональные и органические очень условно, потому что многофункциональные либо морфологические нарушения нередко взаимосвязаны. структура и функция едины, потому при наличии многофункциональных отклонений в органе либо системе скорее всего имеются и конфигурации, сначало развивающиеся лишь на молекулярном, субклеточном либо клеточном уровнях, выявить которые существующими методами диагностики не представляется вероятным [10]. Но для врачей-клиницистов выделение многофункциональных расстройств оправдано, так как дозволяет дифференцированно проводить лечебно-профилактические мероприятия с учетом личных особенностей <определенного хворого, а не его системы. Это проявляется различными клиническими симптомами , психоэмоциональное напряжение, вызванное конфликтами в семье, школе, также приобретенные очаги инфекции [15]. Обычно типично сочетание нескольких этиологических причин. При всем этом, возможно, главное значение обязано отводиться наследным особенностям формирования вегетативной нервной системы [16]. Обретенные же причины, по-видимому, играют роль пускового механизма, способного вызвать манифестацию укрыто протекающей нейровегетативной нефункциональности [1].

Наследная расположенность малышей к нейроциркуляторной дистонии почаще передается по материнской, пореже — по отцовской либо обеим линиям и в целом проявляется в 34-80,1% случаев. Нейровегетативный профиль малыша почаще повторяет такой 1-го из родителей, в большей степени мамы. Понятно, что чем тяжелее протекает социально полезной деятель»>болезнь у родителей, тем ранее оно проявляется у малышей из-за наследования типа реагирования на физическое либо психологическое [17].

В родословной малышей с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу в определенной мере преобладают такие работоспособности»>малышей же с нейроциркуляторной дистонией по гипотоническому типу более нередко выслеживаются семейные часть исследователей разглядывают нейроциркуляторную дистонию как личное проявление вегетососудистой дистонии, при которой имеются дизрегуляторные конфигурации в большей степени в сердечно-сосудистой системе вследствие первичных либо вторичных отклонений в надсегментарных и сегментарных от лат. vegetativus — растительный центрах [19]. Эти отличия вызывают срыв регуляторных устройств, ответственных за состояние общей гемодинамики и иннервацию сердца. При всем этом нейрогенные причины могут выступать первично при развитии ишемической процесс уже на фоне развившейся соматической патологии [20-22].

Более внушительно этиология и патогенез вегетативной нефункциональности объясняются исходя из убеждений теории В.В. Скупченко (1985-1990) <о существовании фазотонного нейродинамического вегетативного регулирования> [23]. Согласно данной для нас теории, нейровегетативный статус на уровне организма обеспечивается единством функционирования парасимпатического и симпатикотонического отделов вегетативной нервной системы, являющихся составной частью фазотонного нейродинамического механизма сомато-вегетативного регулирования. При всем этом парасимпатический отдел нервной системы обеспечивает активацию генетического аппарата, стимуляцию синтеза РНК , которые содержатся в клетках всех живых организмов) и повышение синтеза белка, активацию митоза и анаболических действий, трофотропный эффект, понижает интенсивность иммунного ответа. Симпатический отдел оказывает диаметрально обратное действие — активирует катаболические процессы и иммунный ответ, подавляет синтез белков и углеводов, вызывает эрготропный эффект. Нарушение баланса быть может предпосылкой как двигательных, так и регулирующих многофункциональный уровень внутренней жизни организма»>вегетативных нарушений, проявляющихся в виде заболеваний дезадаптации [24].

До реального времени нет единой принятой систематизации нейроциркуляторных дистоний, что вызывает определенные трудности в стандартизации постановки клинического отклонении в состоянии здоровья обследуемого либо о причине погибели»> отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти»>диагноза , отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти). Наибольшее распространение в медицинской практике получила систематизация Н.Н. Савицкого (1952), который выделил три варианта нейроциркуляторных дистоний: кардиальный, гипо- и гипертонический. Но обилие клинических проявлений вегетативной дистонии не укладывалось в эти формы, потому В.П. Жмуркин выделил нейрогенные (первичные) и симптоматические (вторичные) варианты этого синдром , гипокинетический синдром , ортостатический синдром ; венозные дистонии — синдром венозной гипотонии и гипертонии; регионарные дистонии — нарушение микроциркуляции по типу синдрома Рейно, геморрагический синдром , отечно-дистрофический синдром и синдром клино-орто-реологической дефицитности) и вторичные, вызванные разными соматическими либо эндокринными болезнями. Посреди осложнений отмечены такие, как переход нейроциркуляторной дистонии в гипертоническую болезнь и склероз. Фазы заболевания обозначаются как обострения и ремиссии, а нрав течения как латентный, перманентный либо пароксизмальный.

А.М. Вейн и соавт. (1986) советуют при оценке вегетососудистой дистонии учесть тип начального вегетативного тонуса: эйтонический, ваготонический, симпатикотонический [12]. Но все перечисленные выше систематизации нейроциркуляторной дистонии нацелены на взрослых пациентов.

По данным Н.А. Белоконь (1986), вегетососудистая дистония у малышей не является нозологической формой пространство в диагнозе, по воззрению создателя, нужно ставить этиологический фактор (постгипоксическая энцефалопатия, синдром внутричерепной гипертензии, невроз). Дальше предлагается выделять тип вегетососудистой дистонии с учетом начального вегетативного тонуса (ваготонический, симпатикотонический, смешанный) и указать системно-органные нарушения.

Клинический диагноз вегетососудистой дистонии должен ориентировать доктора в отношении выбора целительных и профилактических мероприятий с учетом степени выраженности вегетативной нефункциональности. В связи с сиим мы хотим предложить видоизменять имеющиеся группировки малышей и подростков с неотклонимым выделением этиологических и патогенетических звеньев, ответственных за формирование нейровегетативной дизрегуляции.

В клиническом диагнозе должны быть отражены тип дистонии, определяемый на основании анамнеза и выявляемых многофункциональных нарушений (кардиальный, гипотонический либо гипертонический), фаза работоспособности»>нрав течения (латентный, пароксизмальный, перманентный), степень тяжести зависимо от клинических проявлений и наличия приступов пароксизмов (легкая, средняя и томная), состояние начального вегетативного тонуса (эйтонический, ваготонический, симпатикотонический) и состояние сосудистой реактивности (симпатикотоническая, асимпатикотоническая, гиперсимпатикотоническая). наличие либо отсутствие системно-органных конфигураций также обязано быть отражено в диагнозе.

В данной для нас связи диагноз вегетососудистой дистонии у малышей и подростков, возможно, мог бы смотреться приблизительно так: вегетососудистая дистония по гипотоническому типу, наличие вагоинсулярных пароксизмов и асимпатикотонической вегетативной реактивности, фаза обострения, средняя степень тяжести.

По данным разных исследовательских работ, клиническая картина вегетососудистой дистонии у малышей и подростков различается значимым разнообразием зависимо от возраста, уровня артериального давления и степени нейровегетативных конфигураций [28-30]. 1-ые признаки заболевания отмечаются еще в дошкольном возрасте с наибольшим проявлением в пре- и пубертатном периодах [4].

В структуре жалоб при вегетососудистой дистонии по гипо- и гипертоническому типу имеются схожие и отличительные черты, связанные почаще всего не с конфигурацией величины артериального давления, а с чувственным тонусом малыша. При вегетососудистой дистонии по гипотоническому типу отмечаются вагоинсулярные пароксизмы, сопровождающиеся обмороком в 17,4% случаев, возникающие почаще на фоне чувственного напряжения, испуга либо долгого ортостаза [31]. Отличительной их индивидуальностью являются урежение пульса и похолодание конечностей, отсутствие местной либо диффузной потливости [32]. Нередко отмечаются головокружения и боль в голове с локализацией в области висков, темени, пореже затылка, в особенности в утренние часы, носящая пульсирующий нрав, пореже — чувство тяжести в голове, преходящее нарушение зрения [32, 34]. У малышей с нейроциркуляторной дистонией по гипертоническому типу отмечается головная ) боль умеренного, давящего нрава, почаще в области затылка, возникает, обычно, опосля физической либо психоэмоциональной перегрузки [35, 36].

У малышей и подростков с вегетососудистая дистонией по кардиальному типу главным клиническим признаком служит боль различного нрава и длительности с локализацией в области вершины сердца. Нередко ее провоцирующим фактором является нервно-психическое либо физическое перенапряжение [37]. Зависимо от выраженности болевого синдрома выделяют томные (интенсивные дерматологических покровов, сердцебиением, чувством ужаса и проходящие лишь опосля приема седативных средств) и легкие (продолжительностью до 20 мин, неинтенсивные, проходят без помощи других) кардиалгии. Часто эту боль приходится дифференцировать с межреберной невралгией, остеохондрозом, миалгией [38].

У всех малышей и подростков с вегетососудистая дистонией независимо от клинических вариантов течения выявляется <синдром общей дезадаптации> в виде завышенной утомляемости, понижения физической активности, завышенной чувствительности к изменению метеоусловий, вялости, пониженной работоспособности, в особенности во вторую половину денька, сниженной памяти [11].

Нередко предки и некие практические докторы относятся к нейроциркуляторной дистонии как многофункциональному состоянию, отражающему возрастные индивидуальности нейровегетативной регуляции возрастающего организма, надеясь, что со временем клинические проявления заболевания пройдут без помощи других и целью которого является облегчение проводить не непременно [2]. Эта точка зрения неверна, потому что уже подтверждено, что вегетососудистая дистония, появившаяся в детском и подростковом возрасте, у значимой части нездоровых является неблагоприятным фоном и предиктором почти всех органических болезней сердечно-сосудистой системы, приводящих к ранешней инвалидизации, а время от времени и досрочной летальности у юных людей [3, 39].

Считается, что вегетососудистая дистония является многофункциональным расстройством, провождающий нарушения в психоэмоциональной сфере, и является на самом деле психосамотозом.

Психосоматические расстройства — это большенный круг расстройств, объединяющие внутри себя и депрессивные расстройства с соматическими нарушениями, и разные психологические расстройства, включающие, в той либо другой мере, соматические, которые, на каком-то шаге работоспособности»>издавна, так в 1818 году, Хайнрот, ввел в мед практику термин “психосоматика”, а несколько позднее, в 1822 году, Якоби, предложил термин “ соматопсихика”. В целом, исследование воздействия психологических расстройств на те либо другие многофункциональные индивидуальности организма началось, не в медицине, а в психологии. Психологи тех пор интенсивно изучали эмоциии то, как чувственные проявления влияют не только лишь на психологические процессы (память, внимание, формирование представлений и т.д.), да и на физические процессы тоже. Существовали две точки зрения на это: одни исследователи ставили зависимость телесных проявлений от чувственных, остальные напротив. У.Джеймс и Н.Ланге считали, что поначалу воспоминание, потом — телесная реакция, а уже позже эмоцииВ противовес им остальные психологи (и эта точка зрения остается до реального времени) выдвинули тезис, что поначалу воспоминание (действие), потом — эмоции , а уже позже те либо другие телесные, многофункциональные конфигурации, возникающие вследствие этих чувственных действий. Психологами было изготовлено весьма много в плане исследования чувств — эмоции были разбиты на положительные и отрицательные, на стенические и астенические. Психологи так же направили внимание, что нередко эмоции сопровождаются, как тогда гласили, теми либо другими телесными (соматическими) нарушениями. Позднее стали отмечать последующее: эмоциине только лишь сопровождаются теми либо другими соматическими переменами, да и влияют на физическое состояние человеческого организма. Было отмечено, что положительные эмоциисодействуют излечению, если человек захворал, повышая сопротивляемость организма, т.е. играют положительную роль в поддержании здоровья человека, в то время как негативные эмоции понижают сопротивляемость организма, содействуют появлению медицине. Что касается медицины, то тут психиатры, а именно психотерапевты, разглядывали роль чувств исходя из убеждений отрицательного воздействия их на физическое состояние организма. Они, в большинстве собственном, базировались на работе З.Фрейда (1924) “Печаль и время психотерапевты разрабатывали делему с учетом того, что в базе соматических нарушений лежат чувственные нарушения, но делали это опосредованно и в теориях появления психосоматических расстройств, которые они выдвигали эмоциитолько упоминались. Много внимания уделил данной для нас дилемме Ф.Александер со своими сотрудниками, который в Чикагском институте психоанализа занимались неувязкой психосоматических расстройств и их психотерапевтического исцеления. У него были описаны несколько стереотипов реакции личности на те либо другие действия, с развитием соответственных соматических болезней. Позднее, психотерапевт F.Dunbar (1954) выделила 11 типов личности и выдвинула теорию появления психосоматических расстройств на базе этого. В число этих типов личности входили: язвенный, сердечный, артрический и т.д. И та, и иная теория базировались на одном из причин, который содействует появлению психосоматических расстройств, не говоря о чувственных проявлениях, на роли личных особенностей того либо другого индивида в появлении соматических расстройств в ответ на психотравмирующее действие.

Иная теория появления психосоматических расстройств — это теория акцентуации личности, представленная К.Леонгардом (1981) и А.Е.Личко (1983), позволяющая осознать связь меж переменами личности и соматическими нарушениями. Не считая того, существует теория «утраты важных для индивидума объектов», которая подчеркивала роль психотравмы в генезе соматических расстройств. Совершенно психотерапевты отмечали роль выраженной, громоздкой психотравмы (в связи с потерей родственника, близкого человека, заступника, возлюбленного человека), т.е. травмы, которая, по их воззрению, оказывала довольно мощное воздействие на Личность и содействовала появлению негативных эмоций и, соответственно, психосоматических расстройств.

Существует также теория десоматизации, объясняющая появление психосоматических расстройств применительно к детскому возрасту [10]. В ней рассматривается психосоматическое реагирования малышей на различных возрастных шагах и отмечается, что в ранешном детстве ребенок на психотравмирующее действие почаще реагирует соматически за счет дефицитности Я, а с годами роль Я растет, и у взрослого пореже отмечается соматовегетативное реагирование на те либо другие травмирующие действия, т.е. те либо другие чувственные нарушения меньше сопровождаются у него соматическими переменами. В дополнение к этому можно сказать о теории ресоматизации. Если при десоматизации речь идет о онтогенезе, т.е. естественном развитии организма с изживанием отрицательных чувственных проявлений в виде соматических расстройств, то при ресоматизации дизонтогенез различного плана (психосоциального, органического, генетического) содействует возврату на наиболее ранешний тип реагирования и взрослый человек реагирует на те либо другие действия как ребенок, почаще — соматическими расстройствами. Это относится, а именно, к страдающим истерией. Их личностные индивидуальности, даже взрослого, напоминают индивидуальности малеханького малыша, который привередничает, просит то, что ему не положено. Конкретно у таковых людей почаще отмечаются соматические (конверсионные) расстройства.

В крайнее время получила развитие теория алекситимии. Это теория “недостаточной вербализации чувств”. Было отмечено, что нездоровые, страдающие психосоматическими расстройствами, не могут обрисовать свои чувственные состояния. Они даже не могут охарактеризовать свои болезненные проявления в достаточной степени много и это, по предположению создателя теории, является признаком, позволяющим установить наличие психосоматических расстройств, т.е. подтверждает в некий мере диагноз .

Эти психические подходы весьма много дали для осознания рассматриваемой трудности и доказали возможность внедрения психотерапевтического действия при разных психосоматических расстройствах.

вместе с психическим направлением разработки трудности следует направить внимание на нейропсихиатрическое направление, которое содержит в себе не только лишь исследования психиатров, да и физиологов, нейрофизиологов, невропатологов и, а именно, вегетологов. Приблизительно в одно время, наряду с разработками психологов, изучавших чувственную жизнь, велись работы, подводившие физиологическую базу под те либо другие чувственные проявления. Все возможно знакомы с работами И.П.Павлова, который на базе теории рефлексов И.М.Сеченова обрисовал центральную регуляцию работы пищеварительной, сердечно-сосудистой систем. В работах его учеников, а именно, К.М.Быкова, была ясно показана роль ЦНС под воздействием чувственных нарушений, увеличение артериального давления в экстремальных ситуациях. В следующем почти всеми физиологами было показано, что подкорковые образования ( расположенный ниже таламуса, лимбическая система и др.) являются той областью мозга , где формируются эмоции и регулируется эмоциональное время они изучали неврозы, в особенности во Франции, где, а именно, J.Charcot с учениками изучал истерию. Школой Шарко выполнено весьма много исследований по данной для нас теме. И следует выделить, что сначала века на заседаниях обществ невропатологов и психиатров (1909-1910 годы), при участии психолога П. Жане, было признано, что основную патогенетическую роль в проявлении истерических расстройств играют не внушаемость нездоровых, а депрессивные эмоции . Почти все европейские невропатологи, такие как П.Жане (1912), И.Дежерин и Е.Гоклер (1912), П.Дюбуа (1912) и др., обрисовывали невротические состояния в соматическом оформлении. Что касается психиатрии, то, исследование психологических расстройств было начато с грубых, выраженных форм психологической патологии, а именно, с психотических. А именно, была описана триада Протопопова, которая долгое время числилась чуть ли не главным признаком депрессии. В эту триаду входят: сердцебиение, расширение зрачков и склонность к запорам, т.е. практически проявления симпатикотонии. Некое время даже числилось, что доминирование тонуса симпатической нервной системы лежит в базе депрессии. Теория гомеостаза — равновесного действия на организм 2-ух отделов вегетативной нервной системы: симпатического и парасимпатического — была базирована на том, что обычное функционирование организма заключается в срединном положении меж этими системами. В следующем было отмечено, что организм постоянно стремится к середине, но никогда фактически ее не добивается. В осознании невропатологов и, а именно, вегетологов обычный гомеостаз — это равное действие симпатической и парасимпатической нервной системы. А нарушение гомеостаза — это доминирование тонуса одной из систем. Изучая гомеостаз, вегетологи отметили, что огромную роль в восстановлении гомеостаза и регуляции внутренних органов, играет соотношение “сон — бодрствование”. сон — единственная возможность восстановления гомеостаза. Вегетологи, а именно, А.М.Вейн [26, 27] предложили несколько иную, трехчленную схему формирования психосоматических расстройств: психическое действие — эндокринная и органов и систем. В которой-то мере этому содействовала теория адаптационного синдрома Г.Селье, который считал, что при наружном стрессовом действии срабатывает эндокринная система, и позже появляются разные многофункциональные нарушения. Итак вот, психиатры направили внимание, что весьма нередко при психологических нарушениях, а именно, при маниакально-депрессивном психозе отмечаются те либо другие жизни организма) нервная система — отдел нервной системы нарушения. Исследования крайних десятилетий проявили, что нарушение гомеостаза при депрессии соединено с повышением тонуса парасимпатической отдела нервной системы. Это является показателем не только лишь наличия депрессивного аффекта, да и продолжительности существования депрессии.

Позднее описывались случаи, касающиеся депрессивных расстройств, которые были настолько ерундовы, что прятались за соматическими расстройствами. Почти все исследования посвящены исследованию так именуемой маскированной депрессии, которую еще именуют сокрытой, ларвированной, соматизированной депрессией. время от времени даже молвят о «депрессии без депрессии», т.е. о депрессии, представленной, в главном, соматовегетативными нарушениями, маскирующими аффективную патологию. На фронтальный план выходят регулирующий деятельность внутренних органов»>вегетативные нарушения, сопровождающие негативные эмоцииНо при кропотливом разборе постоянно можно отыскать и психологические конфигурации, являющиеся предпосылкой соматовегетативных. В реальном осознании маскированная совокупность симптомов с общим патогенезом) Характеризуется состояниями заторможенности психологической деятель и аффективной сниженности Последней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда вполне отсутствуют дв — это слабо выраженная эндогенная молвят — “мне тоскливо”, “у меня чувство тоски“. Когда эта тоска имеет витальный нрав, они молвят о чувстве пустоты, давлении в груди и т.д. Но почаще всего слабо выраженный тоскливый аффект характеризуется как скукотища, грусть, чувство несвободы, т.е. определениями которые, чудилось бы, никакого дела к депрессии не имеют, и поэтому медиками воспринимаются не как проявление депрессии, как обыденные жалобы, характеризующие физическое, а не психическое состояние. Конкретно в таковых вариантах психиатры молвят о “маскированной” депрессии. Это совокупность симптомов с общим патогенезом) Характеризуется состояниями заторможенности психологической деятель и аффективной сниженности Последней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда вполне отсутствуют дв эндогенная, т.е. терминологически “маскированная” деятель и аффективной сниженности Последней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда вполне отсутствуют дв. Так как тоскливый аффект слабо выражен, он и маскируется соматическими проявлениями, которые непременно имеют пространство в таком случае. Это следует подразумевать. Почти все исследователи отмечали: чем слабее выражен депрессивный аффект, тем массивней соматическая симптоматика. Это подчеркивают и невропатологи. Они молвят, что при выраженных психологических заболеваниях, выраженных проявлениях невроза, состояние диагностируется как невроз, а при слабо выраженных проявлениях невроза преобладают соматические нарушения, и речь идет о моносистемном неврозе. Также и при разных невротических проявлениях, в особенности в детском возрасте, соматических симптомов больше, чем психопатологических. Таковым образом, чем слабее выражен депрессивный аффект, тем почаще и массивнее представлены жизни организма) нервная система — отдел нервной системы проявления в разных органах и системах; в которых — это зависит от остальных причин, а причин риска появления психосоматических расстройств весьма много.

Долгое время психиатры считали, что конкретно эндогенная совокупность симптомов с общим патогенезом) Характеризуется состояниями заторможенности психологической деятель и аффективной сниженности Последней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда вполне отсутствуют дв почаще соматизируется (слабо выраженный аффект и т.д.), а наблюдения крайних десятилетий подчеркивают, что это не так. Если брать соотношения депрессивных проявлений в общей структуре депрессивных расстройств, то психогенная совокупность симптомов с общим патогенезом) Характеризуется состояниями заторможенности психологической деятель и аффективной сниженности Последней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда вполне отсутствуют дв у взрослых отмечается приблизительно в 70% случаев. В границах 10% — эндогенная, а около 20% — соматогенная совокупность симптомов с общим патогенезом) Характеризуется состояниями заторможенности психологической деятель и аффективной сниженности Последней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда вполне отсутствуют дв, вызванная разными соматическими факторами. Отмечавшие частоту соматизации эндогенной депрессии, создатели базировались на исследовании циклотимии, но, как проявили остальные исследования, почаще всего соматизируется психогенная совокупность симптомов с общим патогенезом) Характеризуется состояниями заторможенности психологической деятель и аффективной сниженности Последней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда вполне отсутствуют дв, которая к тому же наиболее представлена, и которая по степени выраженности почаще не добивается уровня психотической депрессии, а характеризуется как субдепрессия, т.е. слабо выраженная совокупность симптомов с общим патогенезом) Характеризуется состояниями заторможенности психологической деятель и аффективной сниженности Последней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда вполне отсутствуют дв. В медицинской картине психогенной депрессии на первом плане — тревожный аффект, т.е. тревога, беспокойство, ужасы, которые часто перекрывают слабо выраженные проявления тоски.

Соматогенная совокупность симптомов с общим патогенезом) Характеризуется состояниями заторможенности психологической деятель и аффективной сниженности Последней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда вполне отсутствуют дв, обычно, вместе с тоскливым представлена астеническим аффектом; даже если речь идет просто о астении, в ее структуре постоянно есть депрессивные нарушения.

Подвел итоги исследования роли психологических расстройств в появлении соматических болезней 6-ой семинар ВОЗ (Базель,1970) по вопросцам диагностики, номенклатуры и систематизации психологических болезней. Он выделил как главный вариант психосоматических расстройств психофизиологическое сопровождение чувств, притом, что чувственные реакции имеют двойное выражение: психического (состояние наслаждения — неудовольствия, не плохое — нехорошее настроение) и вегетативное, которое играет важную биологическую роль энергетического обеспечения жизнедеятельности. Можно сказать, что психосоматические расстройства являются расстройствами функций органов и систем, обусловленные психологическими, а именно аффективными, нарушениями. И это нужно постоянно учесть в медицинской практике.

В детской практике разработке трудности психосоматических расстройств не было уделено настолько значимого внимания, как при исследовании взрослых нездоровых.

Следует выделить, что ребенок рождается с одной эмоцией — отрицательной. До 2-х месяцев он испытывает лишь нехорошие эмоции, в особенности, при наличии отрицательного, мешающего его существованию, действия. Он просто еще не может реагировать положительно. По данным ряда исследователей, а именно Ш.Бюлер, в протяжении первого месяца ребенок проявляет алчность, активное неудовольствие и испуг. От 1-го до 2-ух месяцев присоединяется недовольное изумление. С 2-ух до 3-х месяцев возникает состояние добродушия, удивления; в следующем проявление энтузиазма, многофункционального наслаждения. В этого же время, у него возникают положительные эмоции при зрительном восприятии. С 3-х до 4 месяцев чувственная реакция остается прежней. С 4 до 5 наблюдается чувственная выразительность движений. В предстоящем, с 5-ого по 6-ой месяц, ребенок может проявлять удовлетворенность; с седьмого по восьмой — спокойное состояние неудовольствии, а опосля восьми месяцев — депрессивное неудовольствие и ужас. Ухмылка в ответ на воззвание, по данным возникает у малыша в конце первого — начале второго месяца. А тактильные чувства он принимает в 1-ые деньки. Щекотание подбородка вызывает ухмылку в 1-ый денек жизни. Прикосновение к щеке — на 5-ый денек. Еще позднее, появляются эмоции наиболее высочайшего порядка.

Изучавшие новорожденных психотерапевты отметили, что они весьма чутко реагируют на эмоциональное состояние родителей (мамы). Если мама тревожна, неспокойна, раздражена, то ребенок отрешается принимать грудь. Если мама уходит из поля зрения малыша на длительное время, то он начинает волноваться, и свое неудовольствие проявляет кликом и плачем. M.E.Fries (1945) отмечает, что тревога связана со специфичными физиологическими функциями, ведущими позднее к нефункциональности, имеет собственной основой отношения с мамой. Если ребенок брошен, то его чувства и чувственные проявления имеют очевидно нехороший нрав. Изучавших оторванных от матерей малышей J.Bowlby, отмечает, что ребенок проходит при всем этом три стадии. 1-ая стадия — протеста (вопль, плач), 2-ая стадия — отчаянья и 3-ая стадия — отрешенности. R.Spitz обрисовал, так именуемую, анаклитическую депрессию у малышей ранешнего возраста как проявление госпитализма. Эти детки отрешались от пищи, теряли в весе, развивалась дистрофия, которая приводила к погибели малыша. Взаимоотношение мамы и малыша (комплекс «мать-дитя») почти все психотерапевты трактовали довольно обширно. Заброшенные детки, дети-сироты изучались почти всеми исследователями, и при всем этом отмечалось, что этот фактор играет весьма огромную роль в развитии депрессивных состояний у малышей и появлении разных нервно-психических нарушений.

К истинному времени установлены некие индивидуальности чувственной жизни малышей. Во-1-х, эмоции у малыша краткосрочны. Они изредка продолжаются больше нескольких минут и, как правило, стремительно исчезают. Но при повторении негативных эмоций, может формироваться пониженное настроение, депрессивное состояние. Во-2-х, эмоции малыша интенсивны. Если на первом году они, в главном, стандартны и, как правило, негативного плана, то у малышей 2-3 лет чувственные реакции не постоянно пропорциональны интенсивности раздражения. На какой-нибудь пустяк ребенок может отдать выраженную чувственную реакцию. время от времени детки способны отдать реакцию, которая в состоянии сделать их инвалидами на всю жизнь. У их относительно слабенький раздражитель может вызвать такие бурные реакции как ужас, гнев, удовлетворенность. У возбудимых малышей, в отличие от уравновешенных, почаще появляются нехорошие эмоцииСовершенно, нехорошие эмоции появляются еще почаще положительных не только лишь у малышей, да и у взрослых.

Какие причины являются предпосылкой появления отрицательных эмоций у малышей? Во-1-х, это срыв обычного стереотипа поведения, т.е. смена обстановки либо круга общения. 100% малышей, помещаемых в детские ясли, реагируют на это негативно. Негативно реагируют на посещение детского сада — 50% малышей. А на посещение школы меньше — 25%, т.е. четверть малышей, невзирая на определенное взросление все-же испытывает при всем этом отрицательные эмоцииВо-2-х, неверное построение режима денька малыша. Уже было обозначено о роли соотношения сна и бодрствования в восстановлении гомеостаза. Для малышей это имеет большущее (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни), также воспитание с гиперпротекцией [33]. Эти четыре типа воспитания являются неверными. Неверное воспитание ведет к нередкому появлению отрицательных чувственных проявлений. В-5-х, создание однобокой аффективной привязанности, т.е. аффективная зависимость от кого-то либо отсутствие аффективного осознания со стороны членов семьи. У школьников огромную роль в появлении негативных эмоций играет неспособность совладать с учебной перегрузкой, агрессивное отношение учителя и неприятие детским коллективом. Южноамериканские исследователи, изучая причины, действующие на чувственную жизнь малышей, выявили, по наименьшей мере, 35 отрицательных причин. Самым патогенным, по их воззрению, в дошкольном и среднем школьном возрастах является погибель, развод, разлука родителей, т.е. причины, касающиеся внутрисемейных отношений и дела к ребенку совершенно. В старшем школьном возрасте более психотравмирующим фактором является беременность школьницы. Менее травмирующий фактор — изменение денежного положения родителей.

Обобщая все это, остальные создатели отмечают, что нужно держать в голове: быть ребенком — это уже физическое либо психологическое. В ранешном детском возрасте появление негативных реакций наиболее нередкое, в соматическом оформлении — наиболее выразительное. Собственные отрицательные чувственные реакции у неких малышей могут проявляться в виде напряженности, волнения, непоседливости, ужасных снов, неких дурных привычек (кусание ногтей, сосание пальца), в разных стереотипиях, трудностях разговорной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических припадках. Нехорошие реакции имеют не только лишь психологические, да и физические проявления, такие как нарушения аппетита, истерические верно ограниченное во времени болезненное состояние»>припадки — двигательные многофункциональные нарушения, которые встречаются у малышей, в той либо другой мере имитируя такое тяжелое психическое плохо сказывается на их здоровье, так как таковых малышей вылечивают как страдающих эпилепсией без достаточного эффекта, при всем этом ограничивая их деятельность.

Исследование вегетативной нервной деятельности у малышей выявило, во-1-х, непостоянство от лат. vegetativus — растительный реакций у различных малышей и у 1-го и такого же малыша в различное время [24]. Тонус вегетативной нервной системы у малышей постоянно перестраивается. Было отмечено, что принципиальной индивидуальностью орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) эффектов у малышей грудного возраста является наличие реакций, наблюдаемых у взрослых при патологии нервной системы. Вегетативная нервная система у малышей так незрелая, что некие проявления ее деятель представляются как неадекватные, а реакции выступают как патологические в сопоставлении с взрослыми [22, 41].

Базируясь на том, что детки склонны к тахикардии, гипертонии, извращению разных рефлексов, долгое время считали, что у малышей на ранешних шагах развития преобладает тонус симпатической нервной системы. Как проявили следующие исследования, до 14 лет у их отмечается доминирование тонуса парасимпатического отдела нервной системы, а в пубертате почаще выявляется симпатикотония и пароксизмальное проявление от лат. vegetativus — растительный расстройств [20, 28].

Касаясь патологии детского возраста, необходимо подчеркнуть, что изменение гомеостаза у малышей изучали также в связи с наличием болезней пищеварительной системы. Доминирование тонуса парасимпатического отдела нервной системы расценивалось исследователями как неблагоприятный фактор, говорящий о понижении реактивности, о способности затяжного течения гастроэнтерологического заболевания и недостаточно полного излечения. В детском возрасте нарушение гомеостаза часто сопровождается нарушением сосудистого тонуса: от 25% до 75% малышей мучаются вегетососудистой дистонией [23].

Что касается психосоматических расстройств, то необходимо подчеркнуть, что до крайнего времени нарушения функций органов и систем, что, в общем-то, и лежит в определении психосоматических расстройств, в нашей и остальных странах изучались на примере моносимптомных (моносистемных) неврозов. Эта группа расстройств для вас всем известна. В предшествующей систематизации — МКБ — 9 эта группа расстройств выделялась в рубрике «нарушения физиологических функций психогенной этиологии». В эту рубрику входили энурез, тики, заикани, психогенная одышка, зуд и т.п. Детскими психиатрами и невропатологами много было изготовлено для исследования и исцеления этих расстройств. Было отмечено, что в базе этих нарушений лежат аффективные расстройства [37]. Но на фронтальный план медицинской картины выходят невротические проявления (тревога, ужасы, беспокойство), и поэтому эти расстройства были отнесены к моносистемным неврозам.

Что касается депрессии у малышей, то почти все исследователи отмечают, что она почаще выявляется в соматическом оформлении. Некие исследователи даже говорят, что наличие вегетативных нарушений быть может основанием для отклонении в состоянии здоровья обследуемого либо о причине погибели»> , отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти) депрессивных расстройств [27, 32]. Депрессия в дошкольном возрасте находится в соматических симптомах, т.е., по существу, депрессивные расстройства у малышей практически постоянно маскируются за счет соматовегетативных нарушений.

необходимо отметить, что природа психосоматического личности, т.е. подчеркивание личных особенностей как отдельного фактора; индивидуальности пола; взаимодействие с иными болезнями; семейные индивидуальности; фазность течения. Индивидуальности пола, в вариантах, когда речь идет о детях, появляются в том, что более мощные чувственные реакции дают мальчишки. Во взрослой жизни от депрессии почаще мучаются дамы.

Что касается детского возраста, то вегетососудистые нарушения, являющиеся, по существу, психосоматическими расстройствами, как уже отмечалось, выявляются наиболее чем у половины малышей. От 8 до 40% малышей, обращающихся к педиатру, нуждаются в помощи психиатра, т.е. мучаются психосоматическими расстройствами [24]. Южноамериканские педиатры считают, что 68% малышей, наблюдающихся у педиатра, имеют многофункциональные расстройства, т.е. психогенные расстройства функций органов и систем. Если учесть отдельные проявления, то головная ) боль отмечается у 28% школьников старших классов, нарушения сна — у 4% , утомляемость с астеническими проявлениями — у 27% . Некие исследователи выявляют до 38% расстройств функций органов и систем при разных невротических и неврозоподобных состояниях. Педиатры отмечают, что частота субфебрилитета неинфекционного генеза посреди школьников (это тоже психосоматическое расстройство) составляет около 18% случаев, недержание мочи — в среднем 12%., артериальная гипотензия — до 20%, гипертензия — до 14%, головная ) боль — до 30%, обморочные состояния — 4-5% случаев [12, 14]. Такового рода психосоматические расстройства нередко встречаются, в особенности у школьников. По данным детских психиатров, посреди обследуемых, в критериях детской больницы, 39% малышей имеют тики, энурез, мигрени, пониженный аппетит, нехороший сон и остальные психосоматические нарушения. А посреди нездоровых детского стационара в 30% случаев отмечаются чувственные расстройства, в 33% — поведенческие нарушения. Остальные создатели пишут, что педиатры наиболее четверти собственного времени растрачивают не по предназначению, т.е. неудачно пробуют вылечивать при помощи симптоматической для снятия либо устранения симптомов и проявлений терапии — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений работоспособности»>заболевания) психосоматические расстройства. Это видно на примере многопрофильных больниц, куда поступают детки опосля долголетнего и недостаточно действенного исцеления по месту проживания.

Для психосоматических расстройств типично не только лишь высочайшая распространенность, да и нарастание данной для нас распространенности год от года. Так 70-80 годы психосоматическая патология пищеварительного тракта возросла с 75 нездоровых до 110 на 1000 детского населения. А распространенность астмы посреди малышей с 60-х по 80-е годы возросла на 300%, в то время как в 60-х годах астма отмечалась в популяции у 2% малышей [7]. Эти числа, характеризующие распространенность психосоматических расстройств, свидетельствуют о том, что эта неувязка просит предстоящей разработки и не только лишь психиатрами и педиатрами, да и детскими спецами различного профиля.

Главную роль в появлении и течении психосоматических расстройств играет чувственный фактор, т.е. депрессивные эмоции, депрессивное состояние. Существует много факторов-условий появления таковых состояний. Теории, которые рассматривались ранее, базировались на особенностях личности (фактор внутренних критерий), особенностях психотравм (утрата важного объекта), особенностях онтогенеза (десоматизация, ресоматизация), т.е. особенностях возрастного развития. Что касается онтогенеза, то в детском возрасте отмечается определенная периодизация психологического реагирования. В.В.Ковалев выделил период соматовегетативного реагирования — в возрасте от 0 до 3-х лет все психологические расстройства выступают в виде соматовегетативных проявлений. С 4-х до 7 лет психологические расстройства появляются в виде двигательных, моторных нарушений. В следующем с 5 до 10 лет ѕотмечаются аффективные и с 11 до 17 лет — эмоционально-идеаторные проявления психологических расстройств [37]. Определенное пространство в патогенезе психосоматических расстройств занимает такое явление как алекситимия — дефицитность вербализации, как следствие чувственных нарушений.

В истинное время почти всеми исследователями подчеркивается сложность патогенеза психосоматических расстройств. Останавливаясь на определенных факторах, частота которых на детском материале подчеркивает их значимость в развитии психосоматических расстройств, можно отметить, что этих причин ни один, ни два, ни три, ни 5. В среднем на всякого малыша приходится до 8 до 10 причин, любой из которых в некой степени может влиять на появление психосоматического расстройства.

В.Ф.Десятников, Т.Т.Сорокина выделяют 4 огромные группы соматических масок сокрытой депрессии. 1-ая группа — это алгические проявления, т.е. психосоматические расстройства в виде болевых проявлений: абдоминалгии, кардиалгии, цефалгии (головные ткани) в разных частях тела. 2-ая группа — агрипнические расстройства, т.е. нарушения сна (как понятно, сокрытая совокупность симптомов с общим патогенезом) Характеризуется состояниями заторможенности психологической деятель и аффективной сниженности Последней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда вполне отсутствуют дв проявляется время от времени одним симптомом ) — нарушением сна в виде ранешнего подъема с невыполнимостью заснуть). 3-я группа — это диэнцефальные, вегето-висцеральные расстройства (вазомоторно-аллергические, псевдоастматические и т.д.). 4-ая группа — наркоманические расстройства. Если дамы, реагируя на психотравму депрессией, стараются посодействовать для себя, обратившись к доктору, то мужчины при появлении депрессивных расстройств почаще «лечатся» с применением алкоголя либо наркотиков. Таковым образом, достаточно нередко в базе спиртной и наркотической зависимости лежит слабо выраженная совокупность симптомов с общим патогенезом) Характеризуется состояниями заторможенности психологической деятель и аффективной сниженности Последней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда вполне отсутствуют дв, часто с теми либо другими соматическими нарушениями.

Классифицируя психосоматические расстройства, H.Zimprich (1984) предложил выделить психосоматические реакции, многофункциональные нарушения и психосоматические работоспособности»> работоспособности»>заболевания с органической манифестацией, т.е. специальные психосоматозы, к которым относятся колит, язва желудка и сладкий диабет, поэтому что эти расстройства нередко возникает остро.

Такового рода систематизации подразумевают подразделение психосоматических расстройств у взрослых. У малышей психотерапевты выделяют по локализационному принципу расстройства с неврологическими проявлениями (сюда они относят нарушения сна и корча — непроизвольное сокращение мускулы»> корча — непроизвольное сокращение мышцы»>судороги ), отклоняющееся пищевое поведение (анорексия, рвота , геофагия, копрофагия, трихофагия, т.е. поедание земли, кала и волос, развращенный аппетит). Также выделяются расстройства пищеварения в 1-ые полгода жизни: запоры, понос, колиты, раздражимость ободочной кишки. К ним присоединяют также поражения носоглотки, болезненные отиты, бронхиты, рецидивирующие пневмопатии. Из дерматологических болезней выделяются экзема, крапивница, алопеция, псориаз. Все эти исследование проводилось в течение 2008 — 2009 гг на базе специализированных неврологического отделения Детской Городской Медицинской Поликлиники №9

Аспекты включения:

возраст с 7 до 14 лет,

— согласие на роль в исследовании с наполнением информированного согласия;

— отсутствие очаговых поражений центральной нервной системы (ЦНС , таковых как растерянный склероз , наследные дегенеративные и нервно-мышечные работоспособности»>заболевания .

В работе были применены последующие способы исследования: главный — клинико-психопатологический; доп способы исследования параклинический, клинико-психологический, статистический и клинико-катамнестический.

Определяющим принципом клинико-психопатологического исследования нездоровых являлся системный, онтогенетический подход. Изюминка системного подхода состоит в том, что вместе с клиникой соматических нарушений в сравнительно-возрастном нюансе с учетом шага онтогенеза изучались психопатологические, а именно, депрессивные расстройства.

При поступлении в стационар, при согласовании аспектам включения и исключения, пациенту было предложено наполнение батареи опросников:

· для выявления депрессии у малышей и подростков — валидизированный и приспособленный опросник Children Depression Inventory (CDI)

Данная методика была выбрана, так как дозволяет выявить состояние депрессии у подростков. Данный опросник специально разработан М.Ковач для диагностики депрессии у малышей и подростков. Переведен на российский язык и приспособлен — Подольский А.И. [49]. Опросник рассчитан на самостоятельное наполнение его детками и детьми в возрасте 7 — 17 лет. Данный опросник состоит из 27 триад выражений. Испытуемому предлагается избрать одно выражение в каждой группе, зависимо от того, как он себя ощущает себя в крайнее время ( бланк опросника находится в Приложении №1).

При обработке данных по любому пт зависимо от пометки, изготовленной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Ключ:

выбор

балл

1,3,4,6,9,12,14,17,19,20,22,23,26,27

1

0

2

1

3

2

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25

1

2

2

1

3

0

Интерпретация:

0-10 — состояние без депрессии;

11-16 — легкое понижение настроения;

17-19 — субдепрессия, либо маскированная совокупность симптомов с общим патогенезом) Характеризуется состояниями заторможенности психологической деятель и аффективной сниженности Последней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда вполне отсутствуют дв;

20 — критичное число, рассматривается в качестве показателя для углубленного исследования малыша либо ребенка на предмет идентификации депрессивного заболевания . (приложение №1)

· валидизированная и приспособленная шкала (адаптация А.М. Прихожан) для выявления тревожности у малышей и подростков — Children’s Manifest Anxiety Scale (CMAS) [51]

· валидизированный опросник для выявления признаков вегетативных конфигураций, разработанный Вейном А.М., (приложение №2)

· опросник для диагностики астении у малышей, разработанный Шац И.К. [56]

· также пациенты заполняли, разработанную нами анкету, посвященную выявлению особенностей сна малыша (приложение №3).

Психические методики:

Для малышей:

· кинетический набросок семьи

· опросник копинг-страдегий малышей школьного возраста

· Опросник на выявление тревожности (Спилберг-Ханин)

Для родителей:

· домашняя социограмма

· Опросник домашней адаптации и сплоченности

· Опросник домашней волнения

· методика диагностики родительского дела Варга А.Я, Столин В.В


]]>