Учебная работа. Влияние закаливания на здоровье детей в условиях детского сада
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАКАЛИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ деток
1.1 Индивидуальности вируса как мельчайшего организма, вызывающего ОРВИ
у деток
1.2 Неспецифическая профилактика ОРВИ
1.2.1 Режим денька
1.2.2 Рациональное питание
1.2.3 Закаливание
1.3 Механизмы деяния закаливающих процедур
1.4 Индивидуальности закаливания детского организма
1.5 Принципы закаливания
1.6 Нетрадиционные способы закаливания
1.6.1 Контрастное воздушное закаливание
1.6.2 «Игровые дорожки»
1.6.3 Хождение с босыми ногами
1.6.4 Контрастное аква закаливание
1.6.5 Воздушные ванны
1.6.6 Водные процедуры
1.6.7 Солнечные ванны
1.7 Двигательная активность
1.7.1 Утренняя гимнастика
1.7.2 Физкультурные занятия
1.7.3 Физкультурные паузы
1.7.4 Гимнастика опосля дневного сна
1.7.5. Прогулки
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И способы ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Способы исследования
2.3 характеристики здоровья деток 5-6 лет
2.4 Характеристики дыхательной системы
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
приложение
ВВЕДЕНИЕ
В наш век, заполненный до краев делами, при этом, постоянно неотложными, мы нередко забываем, что самое основное — впору остановится и задуматься над ординарными и нескончаемыми неуввязками: как вырастить здорового и хорошего человека.
Почему одни малыши не страшатся простуды, а остальные от мельчайшего переохлаждения заболевают? Лишь ли тут дело в том, что у 1-го организм крепче, а у другого слабее? Что нужно сделать, чтоб ребенок не был подвержен простудным болезням? нужно закаливание.
Под принято осознавать способность организма адаптироваться к повсевременно меняющимся условиям наружной среды. Человечий организм повсевременно подвергается различным условиям наружной среды: воздуха, солнца, воды. Понятно, что условия наружной среды не остаются неизменными. температура воздуха то резко увеличивается, то снижается. люди по различному реагируют на конфигурации погоды: одни просто переносят резкую смену холода и тепла — их именуют закаленными; остальные, напротив, при мельчайшем изменении погоды ощущают недомогание, у их возникает насморк, кашель, время от времени увеличивается температура. Человек простыл.
Что все-таки такое ? Это временное понижение сопротивляемости организма инфекции под воздействием переохлаждения. Одна из ведущих мер борьбы — закаливание. Так что все-таки такое закаливание?
— это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания деток, как в дошкольных учреждениях, так и дома.
Предки нередко задают вопросец, если то, что принято именовать простудой, в реальности является респираторной заразой, то можно ли от нее защититься закаливанием? И если это ноги, побудет на сквозняке? Попробуем разобраться.
является одним из главных ослабляющих причин, оно понижает общий и местный иммунитет.
Цель работы: изучить воздействие закаливания на здоровье деток дошкольного возраста в критериях детского сада.
задачки:
— Найти пространство закаливания в комплексе оздоровительных мероприятий и его воздействие на здоровье деток.
— Проанализировать заболеваемость деток, в течение года посещающих детский сад.
— Проанализировать динамику характеристик дыхательной системы у деток 5 — 6 лет, посещающих детский сад.
1. ЗАКАЛИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ деток
1.1 Индивидуальности вируса как мельчайшего организма, вызывающего ОРВИ у детокУстановлено, что слизистая носа в обыкновенном состоянии малопроницаема для болезнетворных микробов, но при охлаждении малыша ее проницаемость возрастает. Понижаются и защитные функции слизистой всей носоглотки, нижних дыхательных путей.
В таковых критериях не только лишь «чужие» возбудители, да и которые ранее умиротворенно жили в дыхательных путях, могут приобрести брутальные характеристики.
Смысл закаливания в том и состоит, что благодаря тренировке организм начинает реагировать на снижение окружающей температуры целесообразными защитными реакциями — повышением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.
Уже издавна население земли увидело, что многократное остывание тела увеличивает стойкость к холоду и дозволяет в предстоящем сохранять термическое равновесие организма тогда и, когда человек очень промерз.
В прошедшем столетии производили опыты на собаках: каждое еще одно остывание понижало температуру тела звериного меньше и меньше. Если опосля первого пребывания в ледяной воде температура тела подопытного звериного снижалась на 5-6°С, то опосля шестого-седьмого погружения она изменялась только в границах 0,3°С. Таковая же реакция возникает и у человека в итоге многократного остывания: всякий раз обычная температура тела восстанавливается все резвее и резвее.
Очень сладкоречивы и результаты, приобретенные при заливании деток. Группе учеников первого класса раз в день делали ножные ванны -охлаждали ступни в течение нескольких минут в прохладной воде. Сначало эта процедура вызвала снижение температуры кожи на ступнях на 6-8°С, а через два месяца — лишь на 1-1,5°С. В конце периода опыта больше не изменялась у деток температура и слизистой оболочки носа, хотя опосля первых ножных ванн она снизилась практически на 2°С. Посреди участников этого опыта простудных болезней наблюдалось втрое меньше, чем в группе незакаленных деток.
С иной стороны, полностью обусловлена и народная мудрость, гласящая: «Держи ноги в тепле!» Остывание ног, вызывающее сужение сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки, ухудшение кровоснабжения и снижение температуры тканей, делает предпосылки к активизации бактерий, постоянно находящихся в данной для нас области. В итоге могут появиться воспаления (катар верхних дыхательных путей, ангина) либо обострение приобретенного воспаления (гайморит, бронхит, тонзиллит). Народная мудрость, естественно, верна, тем наиболее, что она никак не исключает закаливания ног (33).
Практическую пользу закаливания признавали такие авторитеты, как Авиценна и Гиппократ — сторонники использования в оздоровительных целях прохладных обтираний, душа и ванн. Способы закаливания новорожденных у скифов обрисовывали Геродот и Тацит. Имеются данные о традиции якутов обтирать новорожденных снегом, у неких остальных народов принято обливать малышей прохладной водой пару раз в денек, начиная с первых дней жизни. И в Старой Руси, по свидетельству летописца Нестора, числилось добродетелью с самого ранешнего детского возраста приучивать тело к холоду и непогодице при помощи бани и купания в прохладной воде. В базе же современных представлений о физическом действии закаливающих процедур на организм лежат труды видных деятелей российской науки (22).
Посреди всех острых болезней у деток более всераспространены острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Установлено, что острые заболевания органов дыхания вызываются в главном вирусами. Но, роль простудного фактора и микробов в появлении ряда острых болезней верхних дыхательных путей недозволено на сто процентов опровергать. Даже умеренное остывание незакаленного детского организма понижает устойчивость к вирусам и микробам. Учеными открыто уже наиболее 120 вирусов, вызывающих острые слова «дышу»), а заболевания , которые они вызывают, — наточенными респираторными вирусными инфекциями.
До этого чем гласить о профилактике этих болезней у деток, разглядим индивидуальности вируса как мельчайшего организма, пути инфецирования и передачи инфекции , предпосылки большенный распространенности ОРВИ и главные один отдельный признак, частое проявление какого-либо стремительно: из одной вирусной частички, проникшей в клеточку, в течение 4-6 часов появляется тысячное потомство, которое может поразить остальные клеточки. Респираторные вирусы имеют несколько 10-ов разновидностей, типов, подтипов. При всем этом иммунитет, другими словами имунность организма опосля перенесенной работоспособности»>заболевания, развивается лишь к одному строго определенному типу либо подтипу вируса.
Большенному распространению респираторных болезней содействует путь передачи инфекции . Источником инфекции является нездоровой ребенок либо взрослый человек, которые при разговоре, кашле, чихании выделяют огромное количество вирусных частиц. Но во наружной среде респираторные вирусы не достаточно устойчивы. к примеру, вирус гриппа сохраняется в воздухе до 24 часов, а при нагревании до 60°С вирус гибнет в течение нескольких минут. Наибольшая опасность передачи инфекции отмечается в 1-ые 3-8 дней заболевания, но при неких инфекциях, к примеру, аденовирусной, сохраняется до 25 дней.
Следует подразумевать, что — одно из критерий появления ОРВИ. У малыша, по сопоставлению со взрослым, мелкие размеры органов дыхания, узенькие носовые ходы, узенькая горло, весьма теплая слизистая оболочка носовых ходов и горла, в какой много кровеносных сосудов. Вот почему даже при маленьком воспалении горла либо насморке резко набухают слизистые, ребенок начинает дышать ртом и потому заболевает. Не считая того, у деток, в особенности первых 3-х лет жизни, сопротивляемость организма к инжекциям по сопоставлению со взрослыми людьми существенно снижена.
Более всераспространенными формами ОРВИ у деток являются грипп, парагрипп, аденовирусная зараза, респираторно-сентициальная простейшими»>.
Различные формы ОРВИ имеют свои клинические проявления ( нередкое проявление какого-нибудь много и общего: поражение дыхательного тракта (насморк, кашель, покраснение в зеве, осиплость голоса, возникновение удушья); наличие симптомов общетоксического нрава (завышенная температура, недомогание, головная ) боль , рвота , нехороший аппетит, слабость, потливость, неустойчивое настроение).
Но, степень выраженности интоксикации и глубина поражения дыхательного тракта при различных респираторных инфекциях различны. Так, отличительной чертой является острое неожиданное начало температура, боль в голове, время от времени рвота , ломота во всем теле, покраснение лица; катаральные симптомы при гриппе возникают несколько позднее, почаще всего это явление трахеита — сухой истязающий кашель, насморк.
При катаральные явления возникают, в отличие от гриппа, с первых часов работоспособности»>заболевания — насморк, твердый «лающий» кашель, осиплость голоса, которая в особенности видна при плаче малыша, часто развивается удушье, круп. признак — один отдельный признак интоксикации при парагриппе практически не выражены, температура не поднимется выше 37,5°С.
При с первых же дней заболевания отмечается обильный слизистый либо слизисто-гнойный насморк, мокроватый кашель, типично последовательное поражение всех участков дыхательного тракта, также конъюнктивиты, острые тонзиллиты (воспаление миндалин), повышение лимфатических узлов. Токсикоз сначала инфекции типично боле долгое — до 20-30 дней, нередко волнообразное течение, другими словами опосля исчезновения главных симптомов они возникают вновь через 2-5 дней.
При в главном поражаются нижние отделы дыхательных путей — бронхи и мелкие бронхиолы, что проявляется у малыша в сильном мокроватом кашле, нередко с астматическим компонентом.
Принципиально держать в голове, что неважно какая респираторная вирусная также вирусами существенно ослабляет защитные силы детского организма. Это, в свою очередь, содействует присоединению почаще гнойного нрава, которые вызываются разными микробами (стафилококками, стрептококками, пневмококками и почти всеми иными). Вот почему острые респираторные вирусные инфекции у деток ранешнего и дошкольного возраста часто сопровождаются воспалениями легких (пневмонией), воспалением среднего уха (отитом), воспалением придаточных пазух носа (гайморитом, либо фронтитом). Не считая того, под воздействием респираторных зараз оживляются дремлющие приобретенные очаги: возникают обострения приобретенного тонзиллита, приобретенного бронхита, приобретенных болезней желудочно-кишечного тракта, почек.
Все произнесенное о особенностях возбудителя (вируса), о путях инфецирования им, многообразии медицинской картины и вероятных осложнениях ОРВИ подчеркивает значимость мероприятий, направленных на профилактику этих болезней у деток (28).
1.2 Неспецифическая профилактика ОРВИ
Неспецифическая профилактика ОРВИ у деток складывается из целого комплекса мероприятий: режима денька, предназначение оптимального питания, закаливающих мероприятий и периодических физкультурных занятий с элементами дыхательной гимнастики.
Своевременное постоянное проведение этих мероприятий является основой для неплохого физического и психологического развития малыша, уменьшает его восприимчивость к разным болезням, а именно, к респираторным вирусным инфекциям.
1.2.1 Режим денька
— это правильное распределение во времени и верная последовательность в ублажении главных физиологических потребностей организма малыша: сна, приема еды, бодрствования. Верный режим обеспечивает уравновешенное, бодренькое состояние малыша, защищает нервную систему от переутомления, делает подходящие условия для физического и психологического развития малыша. При несоблюдении этого важного условия можно следить отличия в поведении малыша, капризы, увеличение и снижение возбудимости, нехороший сон, отсутствие аппетита и т.д.
Режим денька деток дошкольного возраста строится с учетом того, что малыши дремлют деньком одни раз 2-2,5 часа, время активного бодрствования удлиняется до 6-7 часов, их ночной сон составляет 10 часов, еду малыши получают 4 раза в день.
В дошкольном учреждении режим денька строится в согласовании с годами деток. нужно, чтоб и предки соображали значимость конкретно этого условия для здоровья малыша (28).
Примерный режим денька малыша 5-7 лет (16):
Подъем малыша опосля сна, утренняя гимнастика, водные процедуры, утренний туалет
7.00 — 8.00
Подготовка к завтраку, завтрак
8.00 — 8.30
Игры, занятия
8.00 — 9.30
Подготовка к прогулке, прогулка
9.30 — 11.30
Приход с прогулки, игры, занятия
11.30 — 12.30
Подготовка к обеду, обед
12.30 — 13.00
Подготовка ко сну, сон
13.30 — 15.00
Подъем опосля сна, подготовка к полднику, полдник
15.30 — 16.00
Игры, подготовка к прогулке, прогулка
16.00 — 18.30
Приход с прогулки, игры, занятия
18.30 — 19.00
Подготовка к ужину, ужин
19.00 — 19.30
Размеренные игры, подготовка ко сну
19.30 — 21.00
Ночной сон
21.00 — 7.00
К огорчению, в почти всех семьях, в особенности юных, третируют режимом, а это безизбежно идет в ущерб ребенку.
По почти всем наблюдениям малыши, посещающие дошкольные учреждения, почаще всего заболевают опосля выходных и торжественных дней. И случается это поэтому, что дама ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечерком укладывают спать позже, отменяется дневной сон, прогулку подменяют играми дома, разрешают сколько угодно глядеть передачи.
Все это сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживаются функции всех его органов и систем, безизбежно ослабляя тем и защитные механизмы. Дошкольный режим малыша дома должен быть продолжением режима детского сада, без этого тяжело ждать фуррора от закаливания.
1.2.2 Рациональное питание
Для правильного развития малыша нужен оптимальный режим питания. Малыши должны есть в буквально установленное время. К моменту приема еды возбудимость пищеварительных желез растет, они начинают усиленно производить пищеварительные соки еще до того, как еда поступит в желудок. У малыша возникает аппетит, он охотно съедает предложенную еду. Продукты питания, поступавшие в желудочно-кишечный тракт, стремительно обрабатываются соками и отлично усваиваются организмом.
Принципиально, чтоб ребенок пред ухом в детский сад не получал завтрак. Даже маленькое количество съеденной еды вызывает в коре головного мозга заторможенность пищеварительного центра, вследствие что аппетит понижается, от завтрака в детском саду ребенок отрешается либо съедает его без наслаждения. Не получив подходящего количества еды во время завтрака, через 1-2 часа ребенок чувствует мощный голод; обед съедает с добавкой, переедает, а от полдника вновь отрешается. Из-за нарушения режима питания ребенок часто не получает нужных питательных веществ, отстает в весе, работоспособность его усугубляется (31).
Следует верно представлять, что является важными компонентами еды, которые усваиваются организмом в процессе пищеварения. Особенное пространство занимают . Они служат главным пластическим материалом для строительства клеток и тканей. При продолжительном недочете в организме белка отмечается задержка в физическом и интеллектуальном развитии малыша, понижается сопротивляемость его к возбудителям разных заболеваний.
Принципиально не только лишь количество, да и свойство белка. Всеполноценными белками богаты мясо, яичка, молоко, сыр, творог. Из растительных товаров — пшеница, бобовые, крупы, картофель. Лучший аминокислотный состав пищевого рациона достигается лишь при правильном сочетании белков звериного и растительного происхождения.
Отрицательное воздействие на организм оказывает не только лишь маленькое количество белка, да и его излишек. Это приводит к нарушению работы почек, увеличивает расположенность к аллергическим болезням.
Принципиальное жиры. Они обеспечивают энерго растраты, содействуют наилучшему усвоению белков, являются носителями жирорастворимых витаминов. При излишке жиров нарушается усвоение белка, подавляется секреция пищеварительных желез, возникает ожирение, нарушается деятельность внутренних органов и систем. При недочете жира замедляется рост и развитие организма, понижается его сопротивляемость к инфекциям, возникают воспалительные конфигурации на коже, расстройства деятель желудочно-кишечного тракта.
К главным пищевым субстанциям относятся также . Они являются основным источником энергии, содействуют нормальному перевариванию и усвоению жиров и белков, богаты клетчаткой, улучшающей передвижение пищевых масс по кишечному тракту. При недостающем поступлении углеводов с едой нарушается усвоение остальных пищевых веществ (белков и жиров), усугубляется пищеварение. При излишке углеводов происходит усиленное образование жира, снижается сопротивляемость детского организма болезням, увеличивается возможность возникновения аллергических реакций.
Неотклонимой составной частью пищевого рациона являются . Ребенку они необходимы для правильного роста и развития костной, мышечной, кроветворной нервной ткани . В случае недостающего поступления в организм минеральных веществ появляются разные нарушения обменных действий.
Посреди минеральных веществ особенное кальций, который воспринимает активное роль в образовании костной ткани , зубов, нужен для правильного функционирования нервной и мышечной систем, участвует в действиях свертывания крови . нужен для обычного роста и развития костной ткани , деятель мозга, воспринимает роль в белковом и жировом обмене. является составной частью гемоглобина, при его недочете возникает определенная форма малокровия (железодефицитная анемия). Весьма принципиальным является также снабжение организма малыша . Эти элементы регулируют солевой обмен.
В еде малыша должны находиться и — вещества, находящиеся в организме в весьма малых количествах, но нужных для его жизнедеятельности. К микроэлементам относят цинк, медь, марганец, кобальт, фтор, йод и др. Подтверждено, что они делают функцию ускорителей хим реакций в организме, входя в состав ферментов, гормонов. Микроэлементами богаты печень, яичный желток, овощи.
недозволено не сказать и о , которая также является компонентом еды. Процессы обмена веществ, происходящие в организме, вероятны лишь при участии воды, благодаря растворению в ней почти всех хим соединений. Она нужна для удаления шлаков из организма, потому что конечные продукты обмена выводятся в виде аква смесей. вкупе с растворимыми минеральными субстанциями вода обеспечивает всепостоянство внутренней среды организма.
Крайнее на что следует направить внимание, говоря о разных компонентах еды, это . Их развития, входят в состав ферментов, участвуют в действиях кроветворения. Витамины отчасти образуются в организме, но большая их часть вводится с едой.
При довольно настоящем и различном питании, включающем овощи и фрукты, организм получает нужное количество витаминов. В весеннюю пору в еду малыша непременно следует добавочно вводить витамин С (28).
1.2.3 Закаливание
Закаливание является основным компонентом в неспецифической профилактике ОРВИ. Остановимся на нем подробнее.
В качестве главных средств закаливания употребляются естественные природные причины:
— воздух,
— вода,
— солнечный свет.
Каким же образом природные причины оказывают закаливающее воздействие на организм?
Для того, чтоб осознать, почему буквально дозированные действия природных причин увеличивают иммунитет и работоспособность человека, понижают воздействие стрессовых ситуаций, следует знать физиологические механизмы закаливания.
1.3 Механизмы деяния закаливающих процедур
В формировании приспособительных защитных реакций организма под воздействием естественных причин учавствуют рефлекторный, гуморальный, клеточный механизмы. Бессчетные нервные окончания в коже воспринимают разрежение и передают в центральную нервную систему. В ответ на эти раздражения появляются реакции сосудодвигательного, трофического и другого нрава, передающиеся по эффекторным нервишкам и через синапсы подходящим нервишкам и системам.
Этот нейрорефлекторный механизм деяния физических причин тесновато переплетается с нейрогуморальным. Считают, что природные причины, влияя на непростой рецепторный аппарат и через него на центральную нервную и эндокринную системы, вызывают нейрогуморальные сдвиги и оказывают воздействие на трофику тканей, обменные био процессы, иммуногенез и др.
В итоге этого изменяется кровенаполнение сосудов кожи, внутренних органов, усиливается либо миниатюризируется потоотделение, происходят разные конфигурации в системах, помогающих организму адаптироваться к изменениям наружных критерий, мобилизовать защитные силы.
А.Д. Споним считает, что «нервные гормональные и тканевые механизмы вовлекаются в процесс адаптации в различной степени в различные периоды развития процесса». Он выделяет последующие стадии процесса:
· в один момент либо в первый раз работающий холодовой раздражитель не вызывает приметных реакций теплорегуляции — физической либо хим. Это соединено с проявлением наружного торможения в итоге приблизительной реакции. Проявление наружного торможения почти во всем зависит от типологических особенностей нервной системы.
· Образование положительных условных рефлексов на остывание, благодаря которым при повторных охлаждениях растет теплопродукция, а патентный период реакции теплорегуляции существенно сокращается.
В особенности огромное (рефлекс лат. reflexus — прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение — простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) на обстановку и время. Но и в этот период мощные либо необыкновенные по силе холодовые раздражители могут вызвать торможение реакции теплорегуляции, что зависит от типологических особенностей организма и стадии адаптации. Уже в эту стадию адаптации можно следить увеличение стойкости температуры тела при охлаждении.
2-ая стадия имеет огромное человека образуются крепкие терморегуляционные условные рефлексы на обстановку и на время.
В базе закаливающего деяния физических причин лежат, непременно, условно рефлекторные механизмы. Огромное пространство отводится рефлекторному воздействию на кожу, слизистые оболочки, сердечно-сосудистую систему и др. Остывание даже части тела рефлекторно может вызвать терморегуляторные реакции во всем организме.
Если систематически использовать физические причины, то методом повторных регуляторных упражнений сложных устройств терморегуляции и остальных физиологических систем можно достигнуть образования стойких условных рефлексов, которые упрощают приспособляемость организма к неблагоприятным изменениям наружной среды.
Тренировка терморегуляторных устройств при закаливании улучшает и остальные процессы жизнедеятельности организма. Подтверждено, что:
— тренится кора головного мозга и центральная нервная система,
— тонизируется вегетативный отдел нервной системы,
— улучшается функциональное состояние скелетной мускулатуры,
— совершенствуются функции дыхания, кровообращения ,
— увеличивается активность ретикуроэндотепиальной системы,
— улучшается эмоциональное состояние,
— тренятся выделительные аппараты,
— количество недоокисленных товаров у закаленных меньше (12).
1.4 Индивидуальности закаливания детского организма
У деток ранешнего возраста в связи с незаконченностью развития центральной нервной системы реактивность организма на изменение наружной среды имеет ряд особенностей.
различается легкой возбудимостью, наиболее чувствительна к эндогенным и экзогенным раздражениям, характеризуется склонностью к иррадиации. Тормозящие «приборы» мозга слабо работают, вследствие этого процессы внутреннего торможения, тормозные условные системы. Это помогает стремительно приспособиться. Огромную роль в этом играет наиболее легкое образование у деток условных связей.
у деток различаются ласковым строением и богатством клеточных частей, роговой слой кожи тоньше. Усиленное развитие клеток зародышевого слоя эпидермиса и слабенькая связь его с своей кожей в области стекловидной пластинки делает завышенную склонность к отслойке эпидермиса и образованию пузырей. Кожа различается слабеньким развитием мышечных волокон, потому до 1,5 лет у их при охлаждении не возникает «гусиная кожа». Площадь дерматологического покрова по отношению к весу тела больше, чему взрослого. Дерматологический покров обеспечен огромным количеством различных рецепторов. Кожа лучше снабжается кровью .
различается быстротой. Сосудистые стены различаются значимой растяжимостью и завышенной проницаемостью. Незаконченность развития ЦНС принципиальной для организма информаци»> служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных важной для организма информаци) устройств, регулирующих расширение и сужение сосудов кожи. Дерматологическое дыхание существенно лучше и имеет огромное причин. УФЛ могут содействовать появлению гиперемии и воспалительных действий, потому нужна доза (24).
Волокна наиболее тонкие, сокращения вялы и слабы. По хим составу различается наименьшим содержанием органических веществ, больше воды. Последовательность развития мускул: шейки, тела, конечностей. У деток стремительная утомляемость мускул.
у деток наиболее богата хрящевой тканью . Потому кости малыша мягенькие, гибкие, не владеют достаточной прочностью. Просто поддаются искривлению и получают некорректную форму под воздействием неблагоприятных наружных причин (физические упражнения, не надлежащие многофункциональным и возрастным способностям деток, не соответственная росту малыша одежка и обувь, мебель и т.д.). В костной ткани содержится меньше плотных веществ и больше воды, меньше минеральных солей и больше органических веществ. К 12 годам трубчатые кости по собственному строению сходны с костями взрослого (29).
Дыхательные пути недостаточно развиты, мускулы слабы, грудная клеточка по форме различается от взрослого. Ребра у грудничка имеют малый извив и занимают практически горизонтальное положение. Актуальная емкость легких невелика. дыхание поверхностное. Ритм дыхания неустойчив. Дыхание просто учащается под воздействием даже незначимых обстоятельств. У грудных деток диафрагмальный тип дыхания, а потом — смешанный, к 5-7 годам — грудной. Частота дыхания с годами миниатюризируется: к концу первого года жизни она равна 30-35 за минуту, к концу третьего — 25-30, а в 4-7 лет — 22-26. С годами наращивается глубина дыхания и легочная вентиляция в 2-2,5 раза, потребление кислорода — практически в 2 раза. Эти данные свидетельствуют о том, что многофункциональные способности деток значительны и полностью обеспечивают потребности роста и развития (11).
У новорожденных сердце висит 24 г. К 8 месяцам вес умножается, к 2-3 годам — умножается втрое, к 5 годам — возрастает в 4 раза. Возбудимость сердечной малая мышь«>мускулы выше, потому часты сердцебиения. время полного кругооборота крови короче: у неврожденных — 12 с, в 3-х летних- 15 с, у 14-ти летних — 8 с, у взрослого — 22 с.
в отличие от вен относительно обширнее. Просвет равен просвету вен. Капилляры имеют относительно наиболее широкий просвет, потому АД ниже. количество крови больше. Кровеносные сосуды не достигнули нужной терморегуляционной возможности, неэкономно отдают тепло во внешнюю среду. Потому малыши теряют тепла больше, чем взрослые, при наименьшей возможности восстанавливать его.
У деток поддержание гомойотермии может быть только в узенькой зоне наружных температур. Неустойчивости содействует большая поверхность тепла при недостающем развитии жировой прослойки и малых теплоизолирующих свойствах периферических тканей.
Новорожденные малыши отвечают на местное холодовое раздражение монотипной двухфазной сосудистой реакцией: 1 фаза — значимая вазоконструкция; 2 фаза — маленькая вазодипитация.
Уже в 1-ые деньки жизни малыша работают оба механизма терморегуляции: хим и физический. Но потоотделение начинается лишь ко второму-третьему месяцам. Терморегуляция различается многофункциональной неполнотой. Это соединено с незрелостью центральной и периферических звеньев терморегуляции. В 1-ые недельки жизни ребенок различается термостабильностью. Регуляция температуры тела осуществляется основным образом хим методом.
У деток ранешнего возраста еще недостаточно развиты механизмы, регулирующие работы теплорегулирующего аппарата. Дефицитность развития терморегуляции разъясняется последующими моментами: малым весом и относительно большенный поверхностью дерматологических покровов, вследствие что имеется несоответствие меж теплопродукцией и теплоотдачей. Чем меньше ребенок, тем теплоотдача значительнее: велика поверхность кожи относительно массы тела. Кожа тоньше и нежнее, просвет дерматологических капилляров обширнее. К коже притекает больше крови , как следует, больше тепла.
Ранешний возраст различает завышенная лабильность действий, регулирующих обмен веществ, в индивидуальности аква. Это сказывается в значимых колебаниях уровня разных веществ в крови , задержке и отдаче воды тканям, в легкости нарушения кислотно-щелочного равновесия, относительной дефицитности ферментативно-окислительных и остальных действий, недоразвитием термических центров и периферического аппарат терморегуляции, другими словами кожи.
Аппарат терморегуляции совершенствуется стремительно: к 6 месяцам — 1 году. Термостабильность сохраняется до 2-3 лет.
У деток даже школьного возраста сохраняется наклонность к неустойчивости температуры тела, что обосновано недостающим развитием нейроэндокринного аппарата.
Как следует, закаливание деток имеет огромное деток зависит от типа высшей нервной деятель.
У деток мощного уравновешенного типа условно-рефлекторная реакция на холод появилась ранее и была наиболее стойкой. У деток со слабеньким типом отмечались резкие колебания дерматологической температуры в течение долгого времени, что свидетельствует о замедленной адаптации. В итоге у всех отмечалось увеличение сопротивляемости.
Принципиально воздействие физических причин на иммунобиологические характеристики детского организма. Повышающаяся активность ретикуло-эндотелиальной системы содействует правильному обмену веществ. Закаливание сопровождается увеличением гемоглобина и нормализацией остальных характеристик крови .
организм малыша стремительно перегревается либо стремительно переохлаждается. Завышенная проницаемость всех физиологических барьеров ведет к тому, что даже на относительно слабенькие раздражения организм отвечает глубокими переменами. При интенсивном увеличении размеров тела, резвом развитии всех систем и органов детям требуется энергетических издержек на единицу массы тела больше, чем взрослому. Неумеренное закаливание холодом тоже просит больших издержек энергии, что может нанести вред развивающемуся организму. Детям довольно мягеньких и неопасных процедур (12).
1.5 Принципы закаливания
Чтоб получить положительные результаты от внедрения закаливающих процедур, нужно соблюдать главные принципы:
роста дозы раздражителя. Постепенность заключается, до этого всего в том, что 1-ые закаливающие процедуры должны как по собственной силе, так и по продолжительности вызывать малые конфигурации в организме, и только по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в остальные сезоны, и колебания ее не бывают резкими (20).
внедрения закаливающих процедур. К аква процедурам и солнечным ваннам можно перебегать опосля того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим наименьшие конфигурации в организме; к обливанию не допускать деток до этого, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — ранее, чем с ними проведены обливания (1).
начатых процедур. недозволено прерывать закаливающие процедуры без суровых к тому оснований, потому что при всем этом исчезают те приспособительные конфигурации либо «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем чувствительности его к наружному раздражителю опять увеличивается.
. Особые закаливающие процедуры не дают подходящих результатов, если они не смешиваются с мероприятиями в ежедневной жизни малыша, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежайшем воздухе, утренняя гимнастика, постоянное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны лучше соединять с подвижными играми, физическими упражнениями. Эти виды деятель сопровождаются активными движениями, вызывающими Потребность в глубочайшем дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, возрастает. Не считая того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в холодную погоду организм от переохлаждения. Опосля того, как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, отлично их соединить с солнечными и аква процедурами, а в летнее время — с купанием.
малыша. До этого чем начать закаливание, нужно кропотливо изучить физическое и психическое развитие всякого малыша. На основании данных мед обследования, педагогических наблюдений, сведений, приобретенных от родителей, воспитатель составляет характеристику малыша. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех деток по состоянию их здоровья делят на 3 группы (30):
I группа — фактически здоровые малыши, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.
II группа — малыши, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся малыши, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и иным простудным болезням.
III группа — малыши, которым в критериях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имеющие острые либо приобретенные воспалительные процессы — отиты, пиелиты и пиелонефриты и т.д., с пороком сердца, страдающие желудочно-кишечными болезнями) (31).
к закаливающим процедурам. Результаты закаливания почти во всем зависят от того, как относятся к нему малыши. ужас перед процедурами и, тем наиболее, насильное их проведение не будут содействовать положительному действию их не организм. Принципиально так обмыслить и организовать проведение процедур, чтоб они вызывали у деток положительные эмоции (17).
Закаливание является одним из принятых обычных способов неспецифической профилактики ОРВИ. В главном — это воздушные и водные процедуры с постепенным снижением температуры. В настоящей практике дошкольного учреждения тяжело охватить процедурами сразу деток всех групп, обеспечив по мере необходимости личные дозы. Но, в целом, классические подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильной их организации могут отдать определенный закаливающий эффект.
Наиболее действенными действиями владеют нетрадиционные способы закаливания, к которым относятся контрастные методики в пульсирующем режиме (32).
1.6 Нетрадиционные способы закаливания
1.6.1 Контрастное воздушное закаливание
методика контрастного воздушного закаливания предугадывает реализацию главных методических принципов проведения воспитателем либо методистом физкультурных занятий с детками дошкольного возраста.
К концу дневного сна в одной из комнат группового помещения (спальне, игровой либо раздевалке) температура воздуха понижается до 13-16°С.
В 15 часов малыши пробуждаются под звуки музыки, что делает веселый чувственный фон, и, лежа в кровати поверх одеяла, делают в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, обхватывающие все группы мускул: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и следующими выпрямлениями; перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно тела; покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с обратным движением рук, также разные упражнения в положении «лежа на боку», «сидя», «лежа на животике».
Потом, по команде ведущего, малыши встают с постели, стремительно снимают спальную одежку и, оставаясь только в трусах либо майках и трусах, делают в течение 1-1,5 минутки циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы) попеременно в «прохладном» и «теплом» помещениях, другими словами принимают общую воздушно-контрастную ванну.
Разница температуры в 2-ух помещениях, составляет сначала: в «теплом» 21-24°С, а в «прохладном» на 3-5°С ниже; в течение 1,5-2 месяцев возрастает до 12-15°С за счет понижения температуры в «прохладной» комнате. Температура воздуха в «теплом» помещении поддерживается при помощи подогревателей (включением калориферов), в «прохладном» — снижением за счет интенсивного проветривания, прямо до сквозняков в летнюю пору.
Во время пребывания в теплом помещении проводится некоторое количество видов занятий, которые могут чередоваться. Они имеют принципиальное действия: с малого контраста температур в 3-4°С сначала проведения процедур до различия 13-15°С для деток 3-4 лет и 15-20°С для деток 5-6 лет спустя 2-3 месяца. Таковой контраст температур поддерживается в течение всего времени закаливания. Ритмичная мажорная музыка, провождающая контрастные воздушные ванны, благоприятно влияет на эмоциональное состояние деток.
Принципиальным составным элементом всеохватывающей процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль типичного фона активации физиологических систем, благоприятствующей увеличению терморегуляторной функции. Потому свойство выполнения упражнений играет роль второстепенную — главное 1.6.2 «Игровые дорожки»
«Игровые дорожки» употребляются в сочетании с контрастными воздушными ваннами опосля дневного сна для увеличения двигательной активности, оздоровления деток ранешнего возраста.
«Игровую дорожку» обозначают в группе (спальне, игровой, раздевалке) импровизированными снарядами, спортивным инвентарем (лоток с галькой и водой, махровый коврик, ребристая доска, банкетка, лесенка и коврики — резиновые, шерстяные, теплые, прохладные, сухие, мокроватые).
Инвентарь располагают так, чтоб малыши всей группы могли заниматься сразу, переходя от 1-го снаряда к другому, включая в работу все группы мускул (19).
1.6.3 Хождение с босыми ногами
Хождение с босыми ногами — действующий «исторический» способ, являющийся также неплохим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Этот на техническом уровне самый обычный для реализации нестандартный способ закаливания.
Начинают хождение с босыми ногами при температуре пола не ниже 18°С. Сначала, малыши прогуливаются в носках в течение 4-5 дней, потом — с босыми ногами по 3-4 минутки, увеличивая раз в день время процедуры на 1-2 минутки и равномерно доводя ее до 15-20 минут.
Хождение с босыми ногами можно практиковать во всех группах, начиная со 2-ой ясельной. Процедура весьма физиологична и отлично переносится детками.
С детками средних и старших групп можно приводить с босыми ногами утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры и т.д.
Основной смысл хождения с босыми ногами — закаливание кожи стоп к действию пониженных температур, основным образом, пола, земли. Конкретно это и является определяющим, если не единственным, в данном виде закаливания, так как убедительных доказательств воздействия остальных моментов нет.
Хождение с босыми ногами является неплохим необременительным для персонала методом закаливания деток в дошкольном учреждении на фоне выполнения остальных общережимных моментов (2).
1.6.4 Контрастное аква закаливание
Наиболее интенсивными закаливающими компонентами действия являются водные контрастные процедуры, потому что теплопроводимость воды в 28 раз выше, чем воздуха.
Контрастное аква закаливание — действенный компонент действия. Оно проводится 2 раза в недельку в детских учреждениях, имеющих закрытые бассейны. Закаливающая процедура осуществляется при температуре воздуха 26-27°С и температуре воды в бассейне 27-28°С.
Приняв теплый душ, малыши заходят в бассейн. Опосля недолговременной игры в воде с плавательными движениями малыши поднимаются на площадку (ступень на уровне воды), где методист либо медсестра, проводящие закаливающую функцию, обливают их водой из шланга. Температура воды быть может выше либо ниже на 2-4°С по сопоставлению с водой в бассейне. Длительность процедуры 5-6 минут при трехкратной повторяемости. Общее пребывание деток в бассейне 10-15 минут (10).
При проведении первых процедур контраст температур составляет 2-3°С, за 2,5-3 месяца он возрастает до 10-12°С. Занятия в бассейне обычно проводятся 2 раза в недельку. методы роста контраста температур могут быть различными: за счет увеличения либо снижения температуры воды при обливании либо температуры воды в бассейне. Опосля плавания малыши принимают контрастный душ и растираются полотенцем.
При наличии 4 и наиболее душевых установок можно использовать иной способ контрастного аква закаливания в бассейне дошкольного учреждения.
Опосля плавания в бассейне при температуре воды 28-30°С малыши, разбитые на подгруппы, принимают контрастный душ в 2-ух расположенных кабинках. температура воды в первой кабине 36-38°С, во 2-ой 32-33°С. Любой ребенок попеременно перебегает из одной кабины в другую, пребывая в каждой по 25-30 секунд.
Через 7-10 дней разница температур возрастает на 2-3°С и равномерно в течение 2-3 месяцев доводится до 15-16°С для деток 3-4 лет и до 19-20°С для деток 5-6 лет.
В процессе закаливающей процедуры температура колеблется в границах 10-38°С с постепенным переходом и резкими перепадами до 3-4 раз в течение 40-45 минут.
Занятие в бассейне под управлением инструктора по плаванию длится 30 минут.
В базу данной для нас методики положены циклические упражнения с введением в комплекс дыхательных упражнений, направленных на улучшение функции системы сердце-легкие (15).
Эффективность закаливания деток в дошкольных учреждениях растет, если ребенок получает закаливающие процедуры и дома (контрастные процедуры сначала).
В домашних критериях более действенным способом закаливания деток может стать . методика его внедрения описана ниже.
Опосля недолговременной утренней зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36-38°С в течение 30-40 секунд. Потом температура воды понижается на 2-3°С, а длительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Таковая процедура повторяется 2 раза.
Через 1-1,5 недельки разница температур воды растет до 4-5°С и равномерно доводится до 15-16°С в течение 2-3 месяцев для деток 3-4 лет и до 19-20°С для деток 5-6 лет.
Любая процедура завершается прохладным обливанием, если проводится днем, и теплым обливанием, если проводится пред сном (13).
1.6.5 Воздушные ванны
давно известны как средство закаливания воздушные ванны при температуре воздуха в помещениях в проделах 19-22°С. Равномерно температуру снижают методом проветривания до 17-18°С для деток в возрасте 1-2 года и до 15-16°С — для деток 2-3 лет. Исходную длительность ванн, равную 2-5 минутки наращивают через 2-3 денька на 1-2 минутки, и доводят до 10-15 минут.
Принципиально смотреть за тем, чтоб ребенок не переохлаждался: при возникновении «гусиной кожи» принятие воздушной ванны прекращается. Раз в день можно проводить 2-3 воздушные ванны.
При рассеянном солнечном облучении можно принимать воздушные ванны на открытом воздухе, но время приема ванн сокращается, если температура воздуха ниже 18°С и скорость ветра больше 5 м/с (18).
Обеспечение достаточной двигательной активности во время приема воздушных ванн является обязательным условием их эффективности. Наибольшее оздоровительное лет могут с полезностью для здоровья принимать воздушные ванны в наиболее охлажденных критериях, начиная с температуры воздуха 17-18°С с постепенным понижением и доведением ее до 12-13°С. При условии неплохой переносимости детками остывания длительность первой ванны равна 5 минуткам, потом возрастает до 8-10 минут и наиболее. Тело при всем этом равномерно освобождается от одежки, начиная с рук и ног.
Какая же во всем этом полезность?
Во-1-х, тренировку получают не только лишь малая мышь«>мускулы, внутренние органы, да и сосуды кожи. Они реагируют на конфигурации наружной среды (температуры, влажности), увеличивается устойчивость к сквознякам.
Во-2-х, через кожу происходит значимая часть газообмена. Означает, организму предоставляется доборная возможность «дышать».
Чтоб и дневной сон содействовал закаливанию, воздух в спальне должен быть повсевременно свежайшим.
нужно повсевременно воспитывать у деток спокойное отношение к сиим процедурам, провоцировать возникновение положительных чувственных чувств (5).
1.6.6 Водные процедуры
Водные процедуры, в особенности , имеют огромное ноги (нижнюю третья часть голени) опускают в сосуд с водой при температуре 33°С для деток 2-3 лет в летнюю пору и при температуре 33°С в зимнюю пору; для деток 4-6 лет соответственно при 32°С в летнюю пору и при 33°С в зимнюю пору. Длительность ванн от 2-3 до 4-5 минут. Каждую недельку температура воды снижается и доводиться до 18°С и ниже.
Контрастные водные ножные ванны проводят методом попеременного местного обливания ног водой из 2-ух емкостей, имеющих контрастную температуру. От исходного контраста 37-38°С до 30-31°С и трех-четырехкратной смены воды разной температуры через месяц каждодневного закаливания можно достигнуть контраста в 15-18°С при шести-восьмикратной смене температур.
Сначала ноги погружают в теплую воду на 1-2 минутки, потом — сходу в прохладную на 10 сек. Равномерно время нахождения в прохладной воде возрастает до 15-20 секунд. По окончании процедуры ноги вытирают полотенцем и растирают до покраснения.
К действенной аква процедуре в целях профилактики болезней носоглотки можно отнести холодной водой. Данный вид закаливания применяется лишь опосля консультации доктора и санации носоглотки.
Учить деток полоскать гортань можно уже в возрасте 2-3 лет. Ребенок набирает воду в рот, прополаскивает поначалу полость рта, повторив это не наименее 2-ух раз, всякий раз сплевывая. Потом вновь набирает воду в рот, закидывает голову вспять и произносит протяжный звук «а-а-а». температура воды 40-42°С.
Малыши в возрасте 4-6 лет, уже умеющие полоскать гортань, начинают эти процедуры при температуре воды 36-37°С. Любые 2-3 денька температура воды понижается на 1°С и доводится до комнатной температуры. Совершенно полезно производить у деток с ранешнего возраста привычку пить холодную воду (4).
1.6.7 Солнечные ванны
«Куда изредка заглядывает солнце, туда нередко приходит доктор», — говорит древняя пословица. Лечебные силы солнца удивительны. Солнечные ванны усиливают рост, облагораживают обмен веществ, состав крови , защитные характеристики кожи. Под воздействием солнечного облучения увеличивается работоспособность, улучшается настроение.
]]>