Учебная работа. Возрастные особенности органов дыхания

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Возрастные особенности органов дыхания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего проф образования Республики Коми

«ВОРКУТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность 050744.52 Дошкольное образование

Проф модуль П.00. Проф цикл

Междисциплинарный курс ОП.03. Возрастная анатомия, физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) и гигиена

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Возрастные индивидуальности органов дыхания

Выполнил:

студент группы 120-В

Чеботар Е.М.

Педагог:

Цыганова Г.А.

Воркута 2013

Содержание

1. Черта строения органов дыхания

2. Возрастные индивидуальности дыхания ребёнка

3. Гигиенические требования к организации воздушного режима в дошкольных учреждениях

1. Черта строения органов дыхания

Органы дыхания — совокупа органов обеспечивающих функцию наружного дыхания человека (газообмен меж атмосферным воздухом и циркулирующей по малому кругу кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) кровью (внутренней средой организма)). Их функция — обеспечение тканей кислородом, нужным для обменных действий, и выведение из организма углекислого газа (диоксида углерода).

В процессе дыхания различают несколько шагов:

1)наружное дыхание, либо вентиляция легких — обмен газов меж альвеолами легких и атмосферным воздухом;

2)обмен газов в легких меж альвеолярным воздухом и кровью (внутренней средой организма);

3)транспорт газов кровью (внутренней средой организма), т.е процесс переноса кислорода от легких к тканям т углекислого газа от тканей к легким;

4)обмен газов меж кровью (внутренней средой организма) капилляров огромного круга кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) и клеточками тканей;

5)внутреннее дыхание — био окисление в митохондриях клеточки.

Из остальных функций дыхательной системы можно отметить :

Роль в действиях теплорегуляции. температура вдыхаемого воздуха в определенной мере влияет на температуру тела. Вкупе с выдыхаемым воздухом организм дает во внешнюю среду тепло.

Роль в действиях выделения. совместно с выдыхаемым воздухом из организма кроме углекислого газа удаляются пары воды, также пары неких остальных веществ (этиловый спирт).

Роль в иммунных реакциях. Некие клеточки легких и дыхательных путей владеют способностью обезвреживать болезнетворные бактерии, вирусы и остальные мельчайшие организмы.

Специфичными функциями дыхательных путей (носоглотки, горла, трахеи и бронхов) являются:

-согревание либо остывание вдыхаемого воздуха (зависимо от температуры окружающего воздуха);

-увлажнение вдыхаемого воздуха (для предотвращения высыхания легких);

-очищение вдыхаемого воздуха от посторонних частиц (пыль).

Органы дыхания человека представлены воздухоносными способами, по которым проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух, и легкими, где происходит обмен газов.(рис.1)

К системе органов дыхания относятся внешний нос, полость носа, глотку, горло, трахею, бронхи и легкие (рис.2).Все перечисленные органы, не считая легких, являются воздухоносными способами, по которым воздух поступает в основной орган данной системы — в легких. Легкие и легочная паренхима образует дыхательную часть, осуществляющую обмен газов меж вдыхаемым воздухом и кровью (внутренней средой организма).

Рис. 1. Строение дыхательной системы

Воздухоносные пути представляют собой поочередно соединенные полости и трубки. Слизистая воздухоносных путей покрыта мерцательным совместно со слизью попавшие в дыхательные пути посторонние частички.

Рис. 2. Схема строения органов дыхания:

1 — полость носа, 2 — глотка, 3 — горло (хрящ горла), 4 — пищевой тракт, 5 — главные бронхи, 6 — вершина левого легкого, 7 — верхняя и нижняя толики левого легкого,8 — легочные пузырьки,9 — бронхиальное дерево правого легкого,10 — трахеи,11 — полость рта.

Носовая полость. Начало воздухоносных (дыхательных) путей составляют парные носовые полосы, ведущие в глотку. Они образованы костями и хрящами, составляющими стены носа, и выстланы слизистой оболочкой. Вдыхаемый воздух, проходя через нос, очищается от частиц пыли согревается. Околоносные пазухи, т.е полости в костях черепа, именуемые также придаточными пазухами носа, сообщаются с носовой полостью через маленькие отверстия. Носовая полость имеет костный о хрящевой остов и сплошной перегородкой делится на правую и левую части. 3-мя носовыми раковинами она разбита на носовые ходы : верхний, средний и нижний, по которым проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух.(рис. 3)

Рис. 3

В слизистой оболочке содержится огромное количество приспособлений для обработки вдыхаемого воздуха:

Во-1-х, она покрыта мерцательным функции»> функции»>эпителием (Существуют несколько классификаций эпителиев, в основу которых положены различные признаки: происхождение, строение, функции), ресницы которого содействуют изгонять из носовой полости пыль и посторонние предметы.

Во-2-х, слизистая оболочка содержит слизистые железы, которые содействуют увлажнять воздух. Также слизь владеет антибактериальными качествами, а конкретно понижает способность микробов к размножению либо их убивает.

Из полости носа вдыхаемый воздух через хоаны попадает в носоглотку, а потом, пройдя через ротовую часть глотки, в горло. В ротовую часть глотки поступает также воздух при дыхании через рот.

Горло. Горло размещается впереди гортанной части глотки на уровне 4 — 5 шейных позвонков о образована хрящами: непарными — щитовидными и перстневидным, парными — черпаловидными, рожковидными и конусновидными. Вход в горло со стороны глотки закрывает эластичный надгортанник. Внутренняя поверхность горла выстлана слизистой. Впереди горла размещаются поверхностные часть. Горло с помощью мускул и связок подвижно соединена с подъязычной костью.

При глотании и разговоре горло слегка сдвигается ввысь и вниз. Вверху горло сообщается с глоткой, понизу перебегает в трахею.

Впереди и с боков к горла прилежит щитовидная железа.

полость горла подразделяют на три отдела: верхний, средний и нижний. Верхний суживающийся к низу отдел является преддверием горла. Средний отдел находится меж предвечными (неверными) складками вверху и голосовыми (настоящими) складками понизу.

Трахея и бронхи. Трахея, являясь продолжением горла, начинается на уровне нижнего края 6 шейного позвонка и оканчивается на уровне верхнего края 5 грудного позвонка, где она делится на два бронха — правый и левый. Трахея имеет достаточно твердый скелет в виде 16 — 20 полуколец, не замкнутых сзаду и соединенных кольцевыми связками. Задняя стена трахеи, прилежащая к пищевому тракту, перепончатая, построена из соединительной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), содержит мышечные клеточки. слизистая трахеи покрыта мерцательным функции»>эпителием (Существуют несколько классификаций эпителиев, в основу которых положены различные признаки: происхождение, строение, функции), имеет много желез и лимфоидных узелков. Трахея делится на два бронха, которые входят в правое и левое легкие. В легких бронхи древовидно ветвятся на наиболее маленькие бронхи, которые входят в легочные дольки и образуют ещё наиболее маленькие дыхательные ветки — бронхиолы. Мелкие дыхательные бронхиолы разветвляются на альвеолярные ходы, которые завершаются альвеолярными мешочками.

Альвеолы состоят из весьма узкого плоского от др.-греч. — — сверх- и — сосок молочной железы»>газов.

Легкие. Правое и левое легкие размещаются в грудной полости, справа и слева от сердца. Покрыты легкие оболочкой — плеврой. Плевра образует вокруг всякого легкого замкнутый плевральный мешочек — плевральную полость, содержащую маленькое количество плевральной воды. По форме легкое припоминает конус с уплощенной одной стороной, округленной вершиной и основанием, обращенным к диафрагме(рис. 4).На уплощенной средостенной стороне находятся ворота легких, через которые в легкое входят основной бронх, легочная кровеносные сосуды, нервишки, а выходят из легкого легочные вены и лимфатические сосуды. Бронхи, сосуды, состоящая из пучка одна концевая бронхиола с ее разветвлениями — бронхиолами, альвеолярными ходами и альвеолами — именуется дыхательным деревом либо ацинусом (гроздью). Ацинус — структурная единица легкого. В нем происходит газообмен меж притекающей по капиллярам кровью (внутренней средой организма) и воздухом альвеол.

одной из обстоятельств смены воздуха в легких является изменение размера грудной и плевральной полостей. Легкие пассивно следуют за конфигурацией их размера.

Рис. 4. Строение легких

2. Возрастные индивидуальности дыхания ребёнка

дыхание возрастной гигиенический воздушный

дыхание плода. Дыхательные движения у плода появляются за длительное время до рождения. Стимулом для их появления является уменьшение содержания кислорода в крови (внутренней средой организма человека и животных) плода.

Дыхательные движения плода заключаются в маленьком расширении грудной клеточки, которое сменяется наиболее долгим спаданием, а потом еще наиболее долговременной паузой. При вдохе легкие не расправляются, а лишь возникает маленькое отрицательное давление в плевральной щели, которое отсутствует в момент спадания грудной клеточки. крови (внутренней средой организма человека и животных) по сосудам и ее притоку к сердечку. А это приводит к улучшению кровоснабжения плода и снабжения тканей кислородом. Не считая того, дыхательные движения плода рассматриваются как форма тренировки функции легких.

дыхание новорожденного. Появление первого вдоха новорожденного обосновано обстоятельств. Опосля перевязки пупочного канатика у новорожденного прекращается плацентарный обмен газов меж кровью (внутренней средой организма) плода и мамы. Это приводит к повышению содержания в крови (внутренней средой организма человека и животных) углекислого газа, раздражающего клеточки дыхательного центра и вызывающего появление ритмического дыхания.

Предпосылкой появления первого вдоха новорожденного является изменение критерий его существования. действие разных причин наружной среды на все нервные (относящиеся к пучкам нервов) импульсы По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют экстерорецепторы интерорецепторы и пропри поверхности тела становится тем раздражителем, который рефлекторно содействует появлению вдоха. В особенности массивным фактором является раздражение дерматологических рецепторов.

1-ый вдох новорожденного в особенности труден. При его осуществлении преодолевается упругость легочной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), которая увеличена за счет сил поверхностного натяжения стен спавшихся альвеол и бронхов. Опосля появления первых 1 — 3 дыхательных движений легкие стопроцентно расправляются и умеренно заполняются воздухом.

Грудная клеточка вырастает резвее, чем легкие, потому в плевральной полости возникает отрицательное давление, и создаются условия для неизменного растяжения легких. Создание отрицательного давления в плевральной полости и поддержание его на неизменном уровне зависит и от параметров плевральной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология). Она владеет высочайшей всасывательной способностью. Потому газ, введенный в плевральную полость и уменьшивший в ней отрицательное давление, стремительно всасывается, и отрицательное давление в ней опять восстанавливается.

Механизм акта дыхания у новорожденного. Индивидуальности дыхания малыша соединены со строением и развитием его грудной клеточки. У новорожденного грудная клеточка имеет пирамидальную форму, к 3 годам она становится конусообразной, а к 12 годам — практически таковой же, как и у взрослого. У новорожденных гибкая диафрагма, ее сухожильная часть занимает малую площадь, а мышечная — огромную. По мере развития мышечная часть диафрагмы возрастает еще больше. Она начинает атрофироваться с 60-летнего возраста, и взамен ее возрастает сухожильная часть. Так как у грудных деток в главном диафрагмальное дыхание, то во время вдоха обязано преодолеваться сопротивление внутренних органов, находящихся в брюшной полости. Не считая того, при дыхании приходится преодолевать упругость легочной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), которая у новорожденных еще велика и миниатюризируется с годами. Приходится преодолевать также бронхиальное сопротивление, которое у деток существенно больше, чем у взрослых. А потому работа, затрачиваемая на дыхание, у деток существенно больше по сопоставлению со взрослыми.

Изменение с годами типа дыхания. Диафрагмальное дыхание сохраняется прямо до 2-ой половины первого года жизни. По мере роста малыша грудная клеточка опускается вниз и ребра принимают косое положение. При всем этом у грудных деток наступает смешанное дыхание (грудобрюшное), при этом наиболее мощная подвижность грудной клеточки наблюдаются в ее нижних отделах. В связи с развитием плечевого пояса (3 — 7 лет) начинает преобладать грудное дыхание. С 8 — 10 лет появляются половые различия в типе дыхания: у мальчишек устанавливается в большей степени диафрагмальный тип дыхания, а у девченок — грудной.

Изменение с годами ритма и частоты дыхания. У новорожденных и грудных деток дыхание аритмичное. Аритмичность выражается в том, что глубочайшее дыхание сменяется поверхностным, паузы меж вдохами и выдохами неравномерны. Длительность вдоха и выдоха у деток короче, чем у взрослых: вдох равен 0,5 — 0,6 с (у взрослых — 0,98 — 2,82 с), а выдох — 0,7 — 1 с (у взрослых — от 1,62 до 5,75 с). Уже с момента рождения устанавливается такое же, как и у взрослых, соотношение меж вдохом и выдохом: вдох короче выдоха.

Частота дыхательных движений у деток миниатюризируется с годами. У плода она колеблется в границах 46 — 64 за минуту. До 8 лет частота дыханий (ЧД) у мальчишек больше, чем у девченок. К периоду созревания ЧД у девченок становится больше, и это соотношение сохраняется в течение всей жизни. К 14 — 15-летнему возрасту ч. д. приближается к величине у взрослого человека.

Частота дыхания у деток существенно больше, чем у взрослых, меняется под воздействием разных действий. Она возрастает при психологическом возбуждении, маленьких физических упражнениях, незначимом повышении температуры тела и среды.

Изменение с годами величины дыхательного и минутного размеров легких, их актуальной емкости. У новорожденного малыша легкие малоэластичны и относительно значительны. Во время вдоха их размер возрастает некординально, всего на 10 — 15 мм. Обеспечение организма малыша кислородом происходит за счет роста частоты дыхания. Дыхательный размер легких возрастает с годами совместно с уменьшением частоты дыхания.

С годами абсолютная величина МОД возрастает, но относительный МОД (отношение МОД к массе тела) миниатюризируется. У новорожденных и деток первого года жизни он вдвое больше, чем у взрослых. Это соединено с тем, что у деток при схожем относительном дыхательном объеме частота дыханий в несколько раз больше, чем у взрослых. В связи с сиим легочная вентиляция на 1 кг массы тела у деток больше (у новорожденных она равна 400 мл, в 5 — 6-летнем возрасте она составляет 210, в 7-летнем — 160, в 8 — 10-летнем — 150, 11 — 13-летнем — 130 — 145, 14-летних — 125, а у 15 — 17-летних — 110). Благодаря этому обеспечивается большая Потребность возрастающего организма в О2.

Величина ЖЕЛ возрастает с годами в связи с ростом грудной клеточки и легких. У малыша 5 — 6 лет она равна 710-800 мл, в 14 — 16 лет — 2500 — 2600 мл. С 18 до 25 лет актуальная емкость легких является наибольшей, а опосля 35 — 40 лет миниатюризируется. Величина актуальной емкости легких колеблется зависимо от возраста, роста, типа дыхания, пола (у девченок на 100 — 200 мл меньше, чем у мальчишек).

У деток при физической работе дыхание меняется своеобразно. Во время перегрузки возрастает ЧД и практически не изменяется ДО. Такое дыхание неэкономно и не может обеспечить долгое выполнение работы. Легочная вентиляция у деток при выполнении физической работы возрастает в 2 — 7 раз, а при огромных отягощениях (беге на средние дистанции) практически в 20 раз. У девченок при выполнении наибольшей работы потребление кислорода меньше, чем у мальчишек, в особенности в 8 — 9 лет и в 16 — 18. Все это следует учесть при упражнениях физическим трудом и спортом с детками различного возраста.

Возрастные индивидуальности системы дыхания. Малыши до 8-11 лет имеют недоразвитую носовую полость, набухшую слизистую и сужены носовые ходы. Это затрудняет дыхание носом и потому детки нередко дышат с открытым ртом, что может содействовать простудным болезням, воспалению (реакция организма на различные болезнетворные воздействия) глотки и горла. Не считая того, неизменное дыхание ртом может привести к частым отитов, бронхитов, сухости полости рта, к неверному развитию твердого неба, к нарушению обычного положения носовой перегородки и др.. Простудно — заразные деток, добавочно содействует усложнению их дыхание носом. Потому простудные работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) деток требуют резвого и действенного исцеления, тем наиболее, что воспаление (Воспаление — сложная местная реакция организма на повреждение) слизистой этих полостей и развитие приобретенного насморка. Из полости носа воздух попадает через хоаны в глотку, куда открываются также ротовая полость (зовет), слуховые (евстахиевы каналы) трубки, и берут начало горло и пищевой тракт. У деток до 10-12 лет глотка весьма маленькая, что приводит к тому, что заразные работоспособности»>полости рта, носа и слуховых трубок в глотке находятся узлы, предназначенные защищать организм от болезнетворных микробов, которые могут попадать в рот и глотки совместно с воздухом, который вдыхает, либо с едой либо водой, употребляемых. Эти образования именуются аденоиды либо гланды (миндалины).

Из носоглотки воздух попадает в горло, которая состоит из хрящей, связок и мускул. полость горла со стороны глотки при глотании еды прикрывается эластичным хрящом — надгортанником, который противодействует попаданию еды в поветряности пути. В верхней части горла размещены также голосовые связки. Совершенно, горло у деток наиболее маленькая, чем у взрослых. Более активно этот орган вырастает в 1-ые 3 года жизни малыша, и в период созревания. В крайнем случае формируются половые различия в строении горла: у мальчишек она становится наиболее широкой (в особенности на уровне щитовидного хряща), возникает кадык и голосовые связки стают наиболее длинноватыми, что обусловливает ломкую голоса конечного формированием наиболее низкого голоса у парней.

От нижнего края горла отходит трахея, которая дальше разветвляется на два бронха, которые и поставляют воздух в согласовании с левого и правого легкого. слизистая путей деток (до 15-16 лет) весьма уязвима к инфекциям за счет того, что содержит наименьшее количество слизистых желез и весьма теплая.

Состояние наружного дыхания характеризуется многофункциональными и большими показателями. К многофункциональным показателям относят до этого всего тип дыхания. Малыши до 3-х лет имеют диафрагмальный тип дыхания. С 3 до 7 лет у всех деток формируется грудной тип дыхания. С 8 лет начинают проявляться половые индивидуальности типа дыхания: у мальчишек равномерно развивается брюхо — диафрагмальный тип дыхания, а у девченок совершенствуется грудной тип дыхания. Закрепление таковой дифференциации заканчивается в 14-17 лет. Следует увидеть, что тип дыхания может изменяться зависимо от физической перегрузки. При интенсивном дыхании у ребят начинает интенсивно работать не только лишь диафрагма, а и грудная клеточка, а у женщин совместно с грудной клеточкой активизируется и диафрагма.

Вторым многофункциональным показателем дыхания является частота дыханий (количество вдохов либо выдохов за I минутку), которая существенно миниатюризируется с годами.

Органы дыхания человека весьма важны для жизнедеятельности организма, потому что пичкают кислородом ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) и выводят из их углекислый газ. К верхним дыхательным путям относятся носовые отверстия, доходящие до голосовых связок, а к нижним — бронхи, трахея и горло. В момент рождения ребёнка строение органов дыхания ещё не до конца развито, что и составляет индивидуальности дыхательной системы у грудных деток.

3. Гигиенические требования к организации воздушного режима в дошкольных учреждениях

Требования к воздушно-тепловому режиму.

температура воздуха в учебных помещениях обязана соответствовать значениям, приведенным в таблице 1

Табл. 1. Нормативы температуры воздуха в учебных помещениях

Климатический район

Сезон года

Рациональные значения, °С

Допустимые значения, °С

Прохладный

Умеренный

Горячий

Зима

21 — 22

18 — 20

17 — 19

18 — 23

17 — 22

16 — 21

Умеренный

Горячий

Весна

18 — 22

23 — 24

17 — 23

20 — 26

Умеренный

Горячий

Осень

16 — 22

24 — 26

15 — 23

20 — 28

При обыкновенном остеклении спостроек, расположенных в умеренном климате, температура воздуха обязана составлять:

— в спортзале и учебных мастерских — 15 — 17 С;

— в кабинетах информатики — лучшая 19 — 21 С, допустимая 18 — 22 С;

— в мед кабинете — 21 — 23 С;

— в рекреациях — 16 — 18 С;

— в библиотеке, кабинете психолога — 17 — 21 С;

— спальня — 19-20 С;

— игровая — 20-22 С. температура воздуха в учебных помещениях с ленточным остеклением зависит от их ориентации: северная ориентация окон — лучший температурный спектр составляет 21- 22°С,допустимый — 18- 24°С; южная ориентация окон — 19- 20°С; восточная ориентация окон -20- 21°С. Для контроля температуры воздуха учебные помещены должны быть обустроены указателями температуры. Относительная влажность воздуха в главных помещениях обязана составлять 40 — 60%, скорость движения воздуха не наиболее 0,1м/сек. строения учреждений оборудуют системами центрального отопления и вентиляции. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в зданиях учреждений следует предугадывать в согласовании с требованиями строй норм и правил к публичным зданиям и сооружениям. Паровое отопление не употребляют. В качестве нагревательных устройств употребляют радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, интегрированные в бетонные панели. Средняя температура поверхности на обогревательных устройств не обязана превосходить 80 С. Отопительные приборы ограждают съемными древесными сетками, располагают под оконными просветами. Огораживания из древесно-стружечных плит и остальных полимерных материалов не допускаются.

Паровое отопление не употребляют. В качестве нагревательных устройств употребляют радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, интегрированные в бетонные панели. Средняя температура поверхности нагревательных устройств не обязана превосходить 80 С. Отопительные приборы ограждают съемными древесными сетками, располагают под оконными просветами. Огораживания из древесно-стружечных плит и остальных полимерных материалов не допускаются. Для поддержания в учебное время расчетной температуры и нормируемой относительной влажности воздуха в учебных помещениях при использовании воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предугадать автоматическое управление системой.