Учебная работа. Возрастные особенности развития органов чувств у детей и подростков

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Возрастные особенности развития органов чувств у детей и подростков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Реферат

Дисциплина: анатомия и возрастная физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации)

«Возрастные индивидуальности развития органов эмоций у деток и подростков»

Выполнил:

Дубовская О.В.

Братск 2014

Содержание

Введение

1. Возрастные индивидуальности зрительной сенсорной системы

2. Возрастные индивидуальности слуховой сенсорной системы

3. Возрастные индивидуальности остальных сенсорных систем

4. Возрастные индивидуальности соматосенсорной системы

Заключение

Перечень литературы

Введение

Человек живет и работает в окружающем его мире, в обществе остальных людей. Все явления вещественного мира воспринимаются нами, отражаются в нашем сознании средством органов эмоций. С помощью глаз (орган зрения) человек принимает свет, краски, форму и размещение предметов мира вокруг нас. Звуки и шумы воспринимаются органом слуха, вкусовые свойства определяются с помощью органа вкуса, орган чутья служит для восприятия разных запахов. Через орган осязания (кожу) человек получает представление о температуре, твердости и нраве поверхности, форме предметов. Функция органов эмоций состоит в восприятии вещественных действий, происходящих во наружном мире и снутри организма. Разные сенсорные системы начинают работать в различные сроки онкогенеза.

Вестибулярный анализатор созревает еще в внутриутробном периоде. Также рано созревает дерматологический анализатор. 1-ые реакции на раздражение кожи отмечены у зародыша в 7,5 недельки. Уже на 3-ем месяце жизни малыша характеристики чувствительности фактически соответствуют характеристикам взрослого. Реакции на раздражение вкусового анализатора наблюдается с 9-10 денька жизни. Дифференцировка главных пищевых веществ формируется только на 3-4 месяце жизни. До 6 летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям увеличивается и в школьном возрасте не различается от чувствительности взрослого человека. Обонятельный анализатор работает с момента рождения, а дифференцировка запахов отмечается на 4 месяце жизни. Позднее остальных формируется периферическая часть зрительного анализатора — сетчатка глаза, ее развитие завершается к 6 месяцам жизни. При исследовании движения глаз малыша установлено, что он способен принимать элементы предъявляемых изображений с момента рождения.

Функциональное созревание сенсорных систем длится и в остальные возрастные периоды, так как в переработку поступающей инфы вовлекаются и остальные корковые зоны (ассоциативные), которые созревают в течение долгого периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания описывает изюминка процесса восприятия инфы в школьном возрасте. Так, восприятие сложных зрительных стимулов становится схожим взрослого к 11-12 годам. Особенное деток и подростков имеют органы зрения и слуха. Это обосновано тем, что подавляющая часть всей инфы из мира вокруг нас (приблизительно 90 %) поступает в наш системы

Опосля рождения органы зрения человека претерпевают конфигурации. К примеру, длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса — 3,0 г, к 20 годам эти числа растут до 23 мм и 8,0 г. В процессе развития изменяется и цвет глаз. У новорожденных в 1-ые годы жизни радужка содержит не достаточно пигментов и имеет голубовато-сероватый колер. Окончательная расцветка радужки формируется лишь к 10-12 годам. части. Потому движения глаза вероятны сходу опосля рождения, но регулирование этих движений наступает со второго месяца жизни малыша. Слезливая железа у новорожденного имеет маленькие размеры, выводные канальцы железы тонкие. На первом месяце жизни ребенок рыдает без слез. Функция слезоотделения возникает на втором месяце жизни малыша.

Глазная щель у новорожденного узенькая, медиальный угол глаза закруглен. В предстоящем глазная щель стремительно возрастает. У деток до 14-15 лет она широкая, потому глаз кажется больше чем у взрослого человека.

Развитие зрительной сенсорной системы также идет от периферии к центру. Миелинизация зрительных идет синхронно. В 1-ые деньки опосля рождения движения глаз независимы друг от друга, и соответственно механизмы координации и способность фиксировать взором предмет, неидеальны и формируются в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев. Функциональное созревание зрительных зон коры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) по неким данным происходит уже к рождению малыша, по иным — несколько позднее. Оптическая система глаза в процессе онтогенетического развития также меняется. Ребенок в 1-ые месяцы опосля рождения путает ввысь и низ предмета. То событие, что мы лицезреем предметы не в их перевернутом изображении, а в их естественном виде разъясняется актуальным опытом и взаимодействием сенсорных систем.

года дальнозоркость наблюдается у 82% деток, а близорукость — у 2,5%. С годами это соотношение меняется и число близоруких существенно возрастает, достигая к 14-16 годам 11%. Принципиальным фактором, содействующим возникновению близорукости, является нарушение гигиены зрения: чтение лежа, выполнение уроков в плохо освещенной комнате, и почти все др.

В процессе развития значительно изменяются цветоощущения малыша. У новорожденного в сетчатке работают лишь палочки, колбочки еще незрелые и их количество невелико. Простые функции цветоощущения у новорожденных, видимо, есть, но настоящее включение колбочек в работу происходит лишь к концу 3-го года. Но и на данной для нас возрастной ступени оно еще неполноценно. Собственного наибольшего развития чувство цвета добивается к 30 годам и потом равномерно понижается. Огромное цвета, а позже — голубий. Узнавание формы предмета возникает ранее, чем узнавание цвета. При знакомстве с предметом у дошкольников первую реакцию вызывает его форма, потом размеры и в последнюю очередь цвет. С годами увеличивается острота зрения и улучшается стереоскопия. Более активно стереоскопическое зрение меняется до 9-10 лет и добивается к 17-22 годам собственного рационального уровня. С 6 лет у девченок острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчишек. Глазомер у девченок и мальчишек 7-8 лет существенно лучше, чем у дошкольников, и не имеет половых различий, но примерно в 7 раз ужаснее, чем у взрослых. В следующие годы развития у мальчишек линейный глазомер становится лучше, чем у девченок. Поле зрения в особенности активно развивается в дошкольном возрасте, и к 7 годам оно составляет примерно 80% от размеров поля зрения взрослого.

В развитии поля зрения наблюдаются половые индивидуальности. В 6 лет поле зрения у мальчишек больше, чем у девченок, в 7-8 лет наблюдается оборотное соотношение. В следующие годы размеры поля зрения схожи, а с 13-14 лет его размеры у девченок больше. Обозначенные возрастные и половые индивидуальности развития поля зрения должны учитываться при организации личного обучения деток, т. к. поле зрения (пропускная способность зрительного анализатора и, как следует, учебные способности) описывает размер инфы, воспринимаемой ребенком. В процессе онтогенеза пропускная способность зрительной сенсорной системы также меняется. До 12-13 лет существенных различий меж мальчуганами и девченками не наблюдается, а с 12-13 лет у девченок пропускная способность зрительного анализатора становится выше, и это различие сохраняется в следующие годы. Любопытно, что уже к 10-11 годам этот показатель приближается к уровню взрослого человека.

2. Возрастные индивидуальности слуховой сенсорной системы

Слуховая сенсорная система, имеет важное размеры. Более стремительно ушная раковина вырастает в течение первых 2-ух лет жизни малыша и опосля 10 лет. В длину она вырастает резвее, чем в ширину. У малыша 1-го года длина внешнего слухового прохода около 20 мм, у малыша 5 лет — 22 мм. Внутреннее ухо у новорожденного развито отлично, его размеры близки к таким у взрослого человека.

Уже на 8-9 месяце внутриутробного развития ребенок принимает звуки в границах 20-5000 Гц (единица частоты периодических процессов в Международной системе единиц СИ) и реагирует на их движениями. Точная реакция на звук возникает у малыша в 7-8 недель опосля рождения, а с 6 месяцев грудной ребенок способен к относительно узкому анализу звуков. слова детки слышат много ужаснее, чем звуковые тоны, и тут очень различаются от взрослых. Окончательное формирование органов слуха у деток завершается к 12 годам. К этому возрасту существенно увеличивается острота слуха, которая добивается максимума к 14-19 годам и опосля 20 лет миниатюризируется. С годами также меняются пороги слышимости, и падает верхняя частота, воспринимаемых звуков. Функциональное состояние слухового анализатора зависит от почти всех причин окружающей среды. Специальной тренировкой можно достигнуть увеличения его чувствительности. к примеру, занятия музыкой, танцами, фигурным катанием, художественной гимнастикой вырабатывают узкий слух. С иной стороны, физическое и интеллектуальное утомление, высочайший уровень шума, резкое качание температуры и давления понижают чувствительность органов слуха. Не считая того, мощные звуки вызывают перенапряжение нервной системы, содействуют развитию нервных (орган животного, служащий для передачи в нужно держать в голове о том, что порог болевых чувств для человека составляет 120-130 дБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений), но даже шум в 90 дБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений) может вызывать у человека болевые чувства (шум промышленного городка деньком составляет около 80 дБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений)).

Во избежание неблагоприятного действия шума нужно соблюдать определенные гигиенические требования. Гигиена слуха — система мер, направленная на охрану слуха, создание хороших критерий для деятель слуховой сенсорной системы, содействующих нормальному ее развитию и функционированию. Различают специфичное и неспецифическое действие шума на человеческий организм. Специфичное действие проявляется в нарушении слуха, неспецифическое — в отклонениях со стороны центральной нервной системы, в эндокринных расстройствах, многофункциональном состоянии сердечнососудистой системы и пищеварительного тракта. У лиц юного и среднего возраста уровни шума в 90 дБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений), воздействуя в течение часа, снижают возбудимость клеток коры головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), усугубляют координацию движений, отмечается понижение остроты зрения, стойкости ясного видения и чувствительности к оранжевому цвету, наращивается частота срывов дифференцировки. Довольно пробыть всего 6 ч в зоне шума 90 дБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений) (шум, испытываемый пешеходом на очень загруженной транспортом улице) чтоб снизилась острота слуха. При часовой работе в критериях действия шума в 96 дБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений) наблюдается еще наиболее резкое нарушение корковой динамики. Усугубляется работоспособность и понижается производительность труда. труд в критериях действия шума в 120 дБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений) через 4-5 лет может вызвать нарушения, характеризующиеся неврастеническими проявлениями.

Возникают раздражительность, головные давление. При стаже работы в 5-6 лет нередко развивается проф тугоухость. По мере роста срока работы многофункциональные отличия перерастают в невриты слухового нерва. Очень осязаемо воздействие шума на деток и подростков. Наиболее значительными оказываются увеличение порога слуховой чувствительности, понижение работоспособности и внимания у учащихся опосля действия шума в 60 дБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений). Решение арифметических примеров добивалось при шуме в 50 дБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений) на 15-55%, а в 60 дБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений) на 81-100% больше времени, чем до деяния шума, а понижение внимания достигало 16%. Понижение уровней шума и его неблагоприятного действия на учащихся достигается проведением ряда мероприятий: строй, строительных, технических и организационных. к примеру, участок учебных заведений ограждают по всему периметру жив изгородью высотой не наименее 1,2 м. Огромное воздействие на величину шумоизоляции оказывает плотность, с какой закрыты двери. Если они плохо закрыты, то шумоизоляция понижается на 5-7 дБ (Децибел — логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений). Огромное системы и сдвигов в остальных системах организма деток и подростков содействуют маленькие перерывы в тихих комнатах.

3. Возрастные индивидуальности остальных сенсорных систем

Вкусовой анализатор — представлен рецепторными вкусовыми клеточками, которые сосредоточены на вкусовых сосочках языка в виде вкусовых луковиц. количество вкусовых луковиц на сосочках составляет 2000. В составе вкусовой луковки 3 вида клеток: вкусовые (рецепторные), опорные и базальные (регенеративные).

нервные (относящиеся к пучкам нервов) импульсы По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют экстерорецепторы интерорецепторы и пропри обеспечивают восприятие 4 вкусовых свойств: соленого, сладкого, кислого, горьковатого. Их рецептивные поля имеют разную площадь и локализацию на поверхности языка. Различное сочетание этих вкусовых чувств дозволяет ориентироваться в широкой политре вкусов еды. Огромное количество вкусовых чувств обосновано раздражением не только лишь вкусовых, да и тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. Потому в норме вкусовые чувства получаются при содействии вкусового и обонятельного анализаторов. Новорожденный ребенок уже владеет способностью дифференцировать горьковатое, соленое, кислое и сладкое, хотя чувствительность вкусовых рецепторов невысока, к 6 годам она приближается к уровню взрослого.

Обонятельный анализатор. Орган чутья — периферический аппарат обонятельного анализатора, который лежит в верхнем отделе полости носа. Часть слизистой носа, покрывающая верхнюю носовую раковину и верхний отдел носовой перегородки, именуется обонятельной областью слизистой носа. Количество обонятельных клеток в организме человека составляет наиболее 10 млн. Их периферические отростки имеют расширение — пузырек, вооруженный ресницами, — обонятельная булава. Центральные отростки сформировывают обонятельные состоящая из пучка служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в полость мозгового черепа через продырявленную пластинку сеточной кости к обонятельным луковкам.

Возбуждение рецепторов происходит лишь на вдохе, а при выдохе отсутствует. Сами нервные (относящиеся к пучкам нервов) импульсы По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют экстерорецепторы интерорецепторы и пропри стремительно приспосабливаются к тем либо другим запахам. Запахи блокируются особыми белками — ферментами. адаптация к одному запаху не понижает чувствительности к пахнущим субстанциям другого типа, потому что они все действуют на различные нервные (относящиеся к пучкам нервов) импульсы По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют экстерорецепторы интерорецепторы и пропри.

У человека чутье имеет значение в определении состава еды и вдыхаемого воздуха. орган чутья находится рядом с полостью рта, потому время от времени противные запахи могут вызвать рвотный рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение), а приятные — привести к слюноотделению.

Строение рецепторных участков мембраны обонятельных клеток на генном уровне запрограммировано, и таковых специфичных участков имеется наиболее 10 тыщ видов. Таковым образом, человек способен принимать наиболее 10 тыщ запахов. У деток обонятельный анализатор начинает работать уже в 1-ые деньки опосля рождения. В дошкольном и младшем школьном возрасте чутье наиболее острое, чем у взрослых, но различение запахов еще не совсем. Оно совершенствуется с годами, потому что в этом процессе имеет слизистой оболочки носа, также ее травмы понижают остроту чутья.

4. Возрастные индивидуальности соматосенсорной системы

Соматосенсорная система включает дерматологическую и мышечную чувствительность.

Это сенсоры, находящиеся в внешних покровах, мышцах, сухожилиях, суставах, неких слизистых оболочках (губ, языка, половых органов), воспринимающие действие механических, температурных и болевых раздражителей.

Мышечная чувствительность. Проприорецепторы реагируют на сигналы, связанные с конфигурацией мышечного напряжения, растягиванием мускул и сухожилий и давлением на их. От проприорецепции зависит ориентация движения и регулирование положения тела в пространстве. Осязательное восприятие координируется с мышечным чувством, потому, ощущая положение конечностей и пальцев, можно найти форму и размер предмета и отличить один предмет от другого. В процессе онтогенеза формирование проприорецепции начинается с 1-3 месяцев внутриутробного развития. К моменту рождения проприорецепторы и корковые отделы добиваются высочайшей степени зрелости и способны к выполнению собственных функций. В особенности активно идет улучшение всех отделов двигательного анализатора до 6-7 лет. С 3 до 7-8 лет стремительно наращивается чувствительность проприорецепции, идет созревание подкорковых отделов двигательного анализатора и его корковых зон. Формирование проприорецепторов, расположенных в суставах и связках, завершается к 13-14 годам, а проприорецепторов мускул — к 12-15 годам. К этому возрасту, они уже фактически не различаются от таких у взрослого человека.

Кожная чувствительность — в коже заложены 4 вида рецепторов: тактильные, термо, холодовые и ноцицептивные. Они различаются по строению и форме. количество тактильных рецепторов около 500 тыс., холодовых — 250 тыс., термических — 30 тыс., ноцицептивное чувство определяется вольными нервными (нерв-тонкий пучок нервных волокон) окончаниями. Благодаря дерматологической чувствительности человека получает представление о плотности, упругости тел, их поверхности, форме, температуре. У младшего школьника осязание развито лучше, чем у взрослых. Этому содействует тонкость кожи. Для дерматологических рецепторов тактильного чувства младшего школьника присуще свойство адаптации к непрерывному раздражению. Температурная чувствительность воспринимается сенсорами тепла и холода, заложенными в коже и слизистой оболочке носа, рта и остальных отделах пищеварительного тракта. Температурные нервные (относящиеся к пучкам нервов) импульсы По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют экстерорецепторы интерорецепторы и пропри у младших школьников, в отличие от взрослых, распределены неравномерно. Наибольшее количество в коже животика, меньше — в коже груди и еще меньше — в коже конечностей. При всем этом открытые части тела наименее чувствительны к холоду, чем закрытые, что объясняются привыканием и закалкой. Болевая чувствительность воспринимается особыми сенсорами кожи и слизистых оболочек (вольными нервными (нерв-тонкий пучок нервных волокон) окончаниями). Они возбуждаются при действии механических, хим, температурных и электронных раздражений. Время от времени же чувство ткани) возникает при раздражении либо заболевании внутренних органов. Почти всегда это единственный сигнал чувствительность, как и взрослые.

Заключение

Простая рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психологические процессы зависят от состояния его органов эмоций: зрения, слуха, чутья, вкуса и соматической и висцеральной чувствительности, при помощи которых осуществляется восприятие и анализ потока инфы из мира вокруг нас и внутренней среды организма. Без данной для нас инфы была бы невозможна организация, как самых обычных функций людского организма, так и высших психологических действий.

Понятно, что если лишить организм новорожденного притока сенсорной инфы, то нервные (относящиеся к пучкам нервов) клеточки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»> служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в информация, имеет значение не только лишь для организации деятель внутренних органов и поведения, да и является принципиальным фактором развития малыша.

зрение слух соматосенсорный ребенок

Перечень литературы

1. Заглавие: анатомия и физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) человека. Создатель: Федюкович Н.И. Издательство: Феникс Год: 2003.

2. Заглавие: анатомия и физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) человека. 6-е издание. Создатель: Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. Год издания: 2011.

3. Заглавие: анатомия и физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) деток и подростков. Создатель: Сапин М.Р., Брыксина З.Г. — Год издания: 2002.

4. Заглавие: анатомия и возрастная физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации). Создатель: С.П. Сатышев. — Издательство Братского муниципального института, 2012.