Учебная работа. Биоэтика и репродуктивные технологии

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Биоэтика и репродуктивные технологии

Содержание

Введение

1. Главные препядствия биоэтики

2. Вспомогательные репродуктивные технологии

3. Правовые препядствия репродуктивных технологий

4. Морально-этические препядствия биоэтики

Заключение

Перечень использованных источников

Введение
Институт рождаемости становится все наиболее животрепещущим, и не только лишь для нас, россиян, да и для почти всех забугорных государств, где смертность превосходит рождаемость и очень остро стоит демографическая неувязка. Как это ни жутко, но человеческое население продвинутых стран, в том числе Рф, вырождается. В нашей стране число смертей превосходит число рождений уже наиболее 10 лет, рождаемость не добивается даже уровня обычного замещения поколений. Таковая ситуация складывается по разным причинам. Это и вещественное положение, и служебный рост, и здоровье молодежи, и мед характеристики, и отсутствие простой половой культуры, и, как это ни удивительно, — неидеальное законода, и другие причины.
По мед статистке, наиболее 20% всех брачных пар не владеют естественной способностью к рождению малышей. Ни для кого не тайна, что Счастье рождения малыша приходится не на каждую даму, как, фактически, и не на всякого мужчину, и неувязка бесплодия была постоянно. одна из каждых 5 брачных пар не может иметь собственных малышей. И подавляющее число разводов происходит не из-за несчастного несходства нравов, брачных измен, алкоголизма либо наркомании 1-го из супругов, а конкретно из-за отсутствия в семье малыша. Никакая пылкая любовь, обоюдное почтение, размеренный Доход, сходство интересов и вкусов не выручают. Родительские инстинкты берут свое, и бездетные браки распадаются существенно почаще, чем те, в каких есть малыши.
1. Главные препядствия биоэтики
Мед объект исследования — проф поведение мед работников.
Биоэтика, как и мед человека, да и предупреждать практикующего доктора, ученого-медика о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, окружающему нас миру.
В медицине есть препядствия, которые выходят за рамки чисто проф интересов и получают соц, государственное медицины, которые в значимой мере определяют демографическую ситуацию в целом и те «жаркие» точки, которые находятся под пристальным вниманием общества.
В репродуктивной и перинатальной медицине особенное пространство занимает неувязка бесплодия. Медико-социальная значимость препядствия не вызывает колебаний, если принять во внимание, что в Рф из 140 млн. населения около 53% (74 млн.) составляют дамы. В активном детородном возрасте (от 20 до 29 лет) находятся примерно 37 млн., из их 5 млн. бесплодны. Мужской фактор в структуре бесплодия у брачных пар составляет 50%.
До недавнешнего времени вопросцы регуляции рождаемости решались почаще всего самой дамой. Хотимая беременность сохранялась и лелеялась, от нежеланной беременности предохранялись наиболее либо наименее ординарными способами контрацепции. Бесплодие постоянно числилось пороком, и основным виновником обычно признавалась дама. Потому бесплодный брак, обычно, был самым весомым аргументом для развода и распада семьи.
В течение всей истории населения земли шли поиски обстоятельств бесплодия и его преодоления. Конец 20-го столетия ознаменовался тем, что процесс репродукции стал управляемым, возникли настоящие способности предупреждения нежеланной беременности, стимуляции овуляции, пришествия беременности при бесплодии и сохранения ее на всех шагах (В.И. Кулаков, Б.В. Леонов, В.М. Сидельникова, Л.Е. Мурашко, Г.М. Савельева и др.).
2. Вспомогательные репродуктивные технологии
К числу острых заморочек биомедицинской этики относятся так именуемые репродуктивные технологии — основанные на результатах научно-технических достижений, решающих задачки воспроизводства потомства. идет речь о применении больших технологий для получения потомства в тех вариантах, когда это естественным методом нереально — (мужское и женское бесплодие, желание иметь кровнородственного малыша без брака, желание гомосексуалистов, монахов и монахинь иметь малышей и т.д.). Репродуктивные технологии предугадывают разные варианты осеменения яйцеклетки в теле дамы либо вне его, выбор пола грядущего малыша, генетическое очищение популяции, клонирование и др.
одна из более принципиальных сфер внедрения репродуктивных технологий — искусственное оплодотворение яйцеклетки в организме дамы либо вне его — «в пробирке», так называемое ЭКО, а одним из вариантов ЭКО является суррогатное материнство, при котором «супруги-заказчики», желающие завести малышей, но не способные сами иметь их, заключают контракт с дамой, согласной выносить для их малыша, зачатого от их донорского материала либо на сто процентов чужого (яйцеклетка и сперма) материала.
Все процедуры репродуктивных технологий манят за собой ряд этических и юридических заморочек. Русское законода довольно уместно решает юридическую сторону препядствия. Ст. 35 раздела VII Основ говорит: «Любая совершеннолетняя дама детородного возраста имеет Право на искусственное оплодотворение и имплантацию зародыша… Сведения о проведенном искусственном оплодотворении и имплантации зародыша, также о личности донора составляют докторскую тайну».
В программках вспомогательных репродуктивных технологий по существу моделируется одно половое сношение, и шанс пришествия беременности, как и в физиологических критериях, не превосходит 35%. При всем этом более принципиальным оказывается не сам факт пришествия беременности, а ее финал — рождение живого и здорового малыша, потому что перинатальные утраты очень высочайшие: 10, 20, 40 и даже 60%. Таковым образом, в итоге из 100 предпринятых попыток появляются {живыми} и бодрствующими не наиболее 15 малышей.
Посреди имеющихся способов, получивших признание и владеющих большей эффективностью, выделяют последующие.
Экстракорпоральное оплодотворение и перенос зародыша — способ заключается в оплодотворении ооцита сперматозоидом in vitro и переносе зародыша в полость матки бесплодной дамы. Данный способ лежит в базе остальных вспомогательных репродуктивных технологий.
Инсеминация ооцита фертильной дамы спермой донора — донация ооцитов, состоящая в переносе зародышей, приобретенных методом осеменения in vitro ооцитов женщины-донора спермой супруга либо донора, в полость матки бесплодной дамы.
Способ интрацитоплазматического введения сперматозоида в ооцит базируется на программке экстракорпорального осеменения и переноса зародыша и является одним из вариантов осеменения in vitro. В цитоплазму ооцита вводится только один сперматозоид, приобретенный из эякулята либо из яйца, или из эпидидимиса.
Суррогатное материнство, при котором зародыши генетических родителей переносятся в полость матки иной дамы.
Смысл суррогатного материнства состоит в том, что малыша вынашивает не сама генетическая мама, а специально приготовленная для этого иная дама. Беря во внимание крайнюю значимость возложенной на суррогатную мама задачки, эти дамы проходят серьезный отбор. естественно, они непременно должны быть бодрствующими не только лишь на физическом уровне, да и на психическом уровне, не считая того, у их должны быть свои малыши. естественно, принятие решения о схожем программка исцеления бесплодия при помощи суррогатного материнства состоит из нескольких шагов. Основная цель первого шага — достигнуть того, чтоб менструации обеих дам начались практически сразу — в один денек либо с различием в один — два денька. Зародыши, приобретенные у домашней пары, должны быть перенесены в полость матки дамы, вынашивающей беременность, конкретно в эти очень подходящие деньки. Главный смысл второго шага, цель которого, как уже описано, получение зародышей, заключается в проведении конкретно программки ЭКО, либо, как её еще именуют — искусственного осеменения. дама под пристальным контролем доктора получает особые препараты, активизирующие деятельность яичников, и в их начинают созревать не одна, как в обыкновенном цикле, а сходу несколько яйцеклеток. А когда яичники дойдут до нужного состояния, что обычно бывает через 10-15 дней опосля начала фармацевтической стимуляции, из их при помощи специальной пункции забирают зрелые яйцеклетки. Приобретенные дамские половые клеточки эмбриологи оплодотворяют спермой супруга и выслеживают, как будут развиваться приобретенные зародыши.
Потом наступает черед третьего шага — переноса зародышей в полость матки. При «обыкновенном» лечении
) бесплодия их переносят «хозяйке», другими словами пациентке, которая и будет матерью, а в случае суррогатного материнства происходит смена ролей. сейчас на 1-ый план выступает дама, которая будет помогать домашней паре. Далее — тест на беременность, и если она наступила, то нужно предстоящее наблюдение акушера — уж очень дорога для семьи таковая необыкновенная беременность.
Таковым образом, все эти способы ориентированы на решение одной задачки — при разных формах мужского и дамского бесплодия достигнуть пришествия беременности, обеспечить ее сохранение и получить живого и здорового малыша. Большая часть исследователей говорят, что при помощи вспомогательных репродуктивных технологий эта цель достижима. Главным и очень убедительным аргументом будет то, что в мире благодаря данным способам уже родились тыщи здоровых малышей. Боязнь, сплетенная с вероятным повышением у потомства этих матерей частоты прирожденных пороков развития, оказалась неоправданной, потому что крайняя не превосходила 3-5%.
3. Правовые препядствия репродуктивных технологий
Правовая регламентация репродуктивных технологий закреплена Основами законодательства Русской Федерации о охране здоровья людей, Приказом Министерства здравоохранения от 26 февраля 2003 г. №67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в процесс дамского и мужского бесплодия». Нареченные правовые акты дают законодательную регламентацию мед стороны вопросца. Но, как указывает жизнь, так же необходимыми являются и законодательные акты, направленные на правовое оформление действий ВРТ. К ним относятся Домашний Кодекс Русской Федерации и Федеральный закон «О актах штатского состояния», которые регламентируют установление происхождения малыша и муниципальную регистрацию рождения малыша и сведений о родителях.
Более сложной в законодательном отношении явилось регулирование способа суррогатного материнства. Применение этого способа повсевременно вырастает, что просит и сурового правового подхода.
Анализируя законода, регулирующее ВРТ, можно предложить последующую характеристику: «суррогатная мама» — здоровая дама, на базе соглашения (контракта) опосля искусственного осеменения выносившая и родившая малыша для иной семьи. Зачатие происходит в критериях спец мед учреждения (без полового акта), для что могут употребляться яйцеклетки и сперма, как бесплодной брачной пары, так и доноров.
Приказом Минздрава РФ
— процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений работоспособности»>заболевания
) дамского и мужского бесплодия» (нормативно-правовым актом федерального органа власти) утверждена инструкция «О применении способов вспомогательных репродуктивных технологий», которая регламентирует вопросцы суррогатного материнства. В ней введены твердые требования, предъявляемые к суррогатным матерям.
Показания к суррогатному материнству: отсутствие матки (прирожденное либо обретенное); деформация полости либо шеи матки при прирожденных пороках развития либо в итоге болезней; синехии полости матки, не поддающиеся для снятия либо устранения симптомов и проявлений работоспособности»>заболевания «>терапии ; соматические заболевания , при которых вынашивание беременности противопоказано; плохие повторные пробы ЭКО при многократном получении зародышей высочайшего свойства, перенос которых не приводил к наступлению беременности.
Суррогатными матерями могут быть дамы, добровольно согласившиеся на роль в данной программке.
Требования, предъявляемые к суррогатным матерям: возраст от 20 до 35 лет; наличие собственного здорового малыша; психическое и соматическое здоровье.
Размер обследования суррогатных матерей: определение группы крови и резус-фактора; анализ крови на сифилис, ВИЧ , гепатиты В и С (действителен 3 месяца); обследование на инфекции : хламидиоз, генитальный герпес, уреаплазмоз, микоплазмоз, цитомегалию, краснуху (вправду 6 месяцев); общий анализ мочи (действителен 1 месяц); клинический анализ крови + свертываемость (действителен 1 месяц); биохимический анализ крови : АЛТ, ACT, билирубин, сахар, мочевина (действителен 1 месяц); флюорография (реальна 1 год); мазки на флору из уретры и цервикального канала и степень чистоты влагалища (действительны 1 месяц); цитологическое исследование мазков с шеи матки; осмотр терапевта и заключение о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к вынашиванию беременности (действителен 1 год); осмотр и заключение психиатра (однократно); общее и особое гинекологическое обследование (перед каждой попыткой индукции суперовуляции).
В связи с введением института материнского капитала нуждается в уточнении Федеральный закон№ 256-ФЗ «О доп мерах гос поддержки семей, имеющих малышей», принятый 29 декабря 2006 г. В нем следует конкретизировать Право супруги-«заказчицы» на получение материнского капитала. Работающий законраспространяет данное право лишь на дам, родивших либо усыновивших малышей. Жена-«заказчица» не рождала собственного малыша и не усыновляла его. И, следуя буковке закона, на нее не распространяется Право на получение материнского капитала. Предлагаемое уточнение исключит отмеченную неопределенность в данном вопросце.
Действующее законода (Домашний Кодекс РФ , приказ Минздрава РФ — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений гласить о завершенности нормативно-правового регулирования рассматриваемого института.
Но практика внедрения способа суррогатного материнства диктует необходимость сотворения настоящей законодательной базы о суррогатном материнстве, содержащей подробную регламентацию всех качеств данных правоотношений.
В связи с сиим, до этого всего, представляется нужным сконструировать нормативное определение понятия суррогатного материнства. В нем целенаправлено отразить присущие данному явлению последующие значительные признаки:
· наличие обоюдной договоренности меж суррогатной мамой и возможными родителями, в согласовании с которой делается экстракорпоральное оплодотворение (дальше — ЭКО);
· факт зачатия малыша методом ЭКО и имплантации зародыша в полость матки дамы, согласившейся стать суррогатной мамой;
· наличие генетического родства меж возможными родителями (либо одним из их) и ребенком;
· целенаправленное вынашивание дамой малыша для его следующей передачи возможным родителям.
Исходя из этого, суррогатное материнство следует определять как обоюдную договоренность меж суррогатной мамой и возможными родителями о том, что суррогатная мама пройдет функцию имплантации зародыша, зачатого с применением способа ЭКО, выносит, родит и передаст малыша возможным родителям.
Раскрыть тему правового регулирования суррогатного материнства, вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), их юридические, морально-этические нюансы подтолкнул вариант возникновения на свет 16 ноября 2005 года малыша по имени Жора Захаров, отпрыска отца, который скончался за два года до момента зачатия малыша. Животворные клеточки, породившие жизнь, хранились в замороженном состоянии в лазарете Шиба-медикал-центр в Телль-Авиве девять лет, с того времени, когда бабушка Гоши привезла его отца (собственного отпрыска) на снятие либо устранение симптомов и проявлений того либо другого исцеление от рака в Израиль. одной из первых процедур, которую провели израильские врачи, был забор спермы. Как говорила не так давно бабушка, «родившая» для себя внука и продолжившая свое поколение на земле, она возмущалась данной для нас процедурой и добивалась скорого начала исцеления, но докторы ее успокоили, сказав, что это ее будущее.
Рождение этого малыша в нашей стране 1-ый и беспримерный вариант. Чудилось бы, вот решение препядствия, медицина в области репродуктивных технологий достигнула значимых результатов, и если ранее ребенок в пробирке вызывал удивление, то сейчас он не только лишь в пробирке, да и от погибшего ранее родителя, а то и 2-ух. Но законода, как это нередко бывает, отстает, и беспрецедентен этот вариант не только лишь для русской медицины, да и для русского законодательства, которое, к огорчению, не поспевает по почти всем вопросцам современного развития новейших технологий, науки, рыночных отношений, конфигураций экономического состояния страны и т.д. А потому приходится или находить «обходные» законодательные пути, что тоже некорректно, или отрешаться от массового продвижения ноу-хау. Регистрация рождения мальчугана в свете работающего законодательства, является сложнейшей процедурой, т.к. законтаковых случаев не регламентирует. Но о этом чуток позднее, а пока вернемся к теме суррогатного материнства.
Моральные и юридические препядствия, связанные с практикой суррогатного материнства, оказались в особенности сложными. Немаловажное законы и министерские приказы о репродукции человека. На общеевропейском уровне 19 ноября 1996 г. Комитет министров Совета Европы принял Конвенцию по правам человека в биомедицине. Конвенция является первым неотклонимым в области здравоохранения юридическим документом, который ориентирован на защиту человека от вероятных злоупотреблений, связанных с внедрением новейших био и мед способов и процедур. способы искусственного осеменения в международном праве регулируются также несколькими директивами, вытекающими из 3-х советов Парламентской ассамблеи Совета Европы, резолюциями, принятыми 16 марта 1969. Европейским парламентом, и решениями Комиссии по правам человека.
4. Морально-этические препядствия биоэтики
Самые жестокие дискуссии происходят вокруг морально-этических заморочек и в главном так именуемого права плода на жизнь. Это обосновано тем, что почти все современные технологии соединены с проведением искусственных абортов либо же с внедрением тканей зародыша и плода. Так, пренатальная диагностика подразумевает практику абортирования плодов с грубыми пороками развития, а аборт в данной ситуации является единственным средством «профилактики» прирожденной наследной патологии. Иным примером вмешательства в процесс внутриутробного развития являются методики, применяемые при экстракорпоральном оплодотворении. способ селекции зародышей, основанный на генетическом исследовании фрагмента бластоцисты и направленный на выбор здоровых зародышей с следующей пересадкой их в матку, подвергается критике за его вероятную недостоверность. Критики колеблются в его необходимости в тех вариантах, когда предполагаемые человек может и не дожить ранее возраста либо к тому моменту будут придуманы остальные средства их исцеления.
Критике подвергается и иной способ, также применяемый при экстракорпоральном оплодотворении. Это способ редукции зародыша при многоплодной беременности, при котором удаляются «излишние» зародыши.
В крайнее время обширно дискуссируются препядствия использования абортированных тканей для сотворения действенных терапевтических средств (тканевая тканью плода человека, терапия (Терапия от греч. [therapeia] — ссылка на Всеобщую декларацию ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека, подписанную в 1977 г. всеми членами ООН, кроме Сингапура. Аналогичный запрет содержится в особом приложении к конвенции Совета Европы «О защите прав и плюсов человека в связи с внедрением достижений биологии и медицины» и др.
Навряд ли стоит спорить о значимости обсуждаемых морально-этических заморочек. Эти препядствия есть и требуют собственного решения. Но не следует забывать, что сделанные биомедицинские технологии рассчитаны на применение у особенной группы людей, которые обречены на бесплодие либо на рождение малышей-инвалидов с юношества. Морально ли, имея, правда, необыкновенные, нетрадиционные средства, не пользоваться представляемым шансом преодолеть недуг и тем уменьшить количество страданий в обществе.
Принятие соответственных законодательных решений возникающих заморочек просит времени и широкого обсуждения в силу специфичности новейших исследовательских и целительных технологий и необходимости прогнозирования последствий их внедрения либо запрета.
сейчас, в нашем промышленном мире, ЭКО — это мероприятие, представляющее для практикующих докторов экономический Энтузиазм. жизнь человека имеет тенденцию обесцениваться, когда на иной чаше весов находится вещественное благосостояние. При возникновении и принятии какого-нибудь способа никто ожидает никаких ограничений либо сдерживания стороны производителей либо юзеров. Возникает новенькая промышленность: зарождающийся «рынок» половых клеток, «аренда» матки для беременности. Единственный действенный барьер — это соотношение цены и выгоды. Все, что в состоянии сделать приверженец нравственности, — это клеймить человеческое безумие, напоминая, что следовало бы созодать и что не следовало бы созодать, если внимать резонам рассудка и мудрости.
Отношение церкви к биомедицинским технологиям разносторонне. Одни деятели категоричны в собственном отношении к использованию клонирования с целью получения потомства и считают это безнравственным действием. Остальные наименее категоричны, и цель клонирования быть может оправдана при наличии ряда определенных событий и в случае серьезного регулирования во избежание злоупотреблений.
В истинное время русская общественность располагает определенной оценкой искусственного осеменения с христианской, православной точки зрения.
Эта оценка формируется в границах основополагающих постулатов христианства. один из их таинство брака, через которое «дается беспристрастное божественное основание для благодатной жизни». Через таинство брака мужик и дама стают «уже не двое, но одна плоть» (Мф., 19, 6). И это — потаенна, «потаенна сия велика» (Еф., 5, 32). Освящение союза мужчины и дамы описано в первой книжке пророка Моисея «Бытие»: «И благословил их Бог и произнес им Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт., 1, 28). Благословление деторождения так описывается пророками. «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве мамы моей»; «Не скрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был! во глубине утробы» (Пс, 138, 13, 15). «Эмбрион мой лицезрели глаза Твои; в Твоей книжке записаны все деньки, для меня назначенные, когда ни 1-го из их еще не было» (Пс, 138, 16).
Согласно мусульманскому Миропониманию, клонирование противоречит главным принципам религии: «Бог сделал нас совершенными и нереально, чтоб человек вносил свои конфигурации, пытаясь повторить божественный акт творения». Российская Правоверная Церковь утверждает, что «наука, непременно, обязана развиваться, но под контролем общества и страны». Это, пожалуй, самое короткое и точное определение сущности появившихся заморочек.
Принятый Великобританией закон(1999) разрешает исследования лишь на зародышах, не достигших 14 дней развития, с целью использования их для решения заморочек бесплодия, наследных и генных заболеваний, хромосомных аномалий, контрацепции. Но клонирование человека остается под запретом. Считается очень многообещающим создание банков хранения стволовых клеток для следующего использования в терапевтических целях.
Иным нюансом обсуждаемой препядствия будет то, что возникновение новейших биомедицинских технологий и внедрение их в практической медицине соединено с большенными финансовыми затратами. В связи с чем происходит коммерциализация мед «услуг», потому что без денежного обеспечения нереально проведение базовых исследовательских работ. Таковым образом, закладывается новое противоречие, когда заслуги медицины в лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и людей, располагающих средствами. С сиим положением недозволено согласиться, и возникающая неувязка также просит собственного обсуждения и поиска источников финансирования.
Заключение
Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) — это способы терапии
— процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений работоспособности»>заболевания) бесплодия, при котором отдельные либо все этапы зачатия и ранешнего развития зародышей осуществляются вне организма. ВРТ включают: экстракорпоральное оплодотворение и перенос зародышей в полость матки, инъекцию сперматозоида в цитоплазму ооцита, донорство спермы, донорство ооцитов, суррогатное материнство, предимплантационную диагностику наследных заболеваний, искусственную инсеминацию спермой супруга (донора).
программка «суррогатного материнства» дает шанс иметь малыша дамам, которые в силу физических особенностей либо мед противопоказаний не могут без помощи других выносить и родить малыша. термин «суррогатное материнство» уже стал обычным как для слуха, так и для осознания.
Перечень использованных источников

1. Айвар Л.К. Правовое положение суррогатного материнства в Рф. Пробелы законодательства / Л.К. Айвар // Юридический мир. — 2006. — №2. — С. 28-35.
2. Базанов П.А. Суррогатное материнство — блажь либо выход из тупика? / П.А. Базанов // Женское здоровье. — 2006. — №1. — С. 7.4.
3. Борисова Т.Н. Животрепещущие вопросцы законодательной и правоприменительной практики суррогатного материнства / Т.Н. Борисова // Соц и пенсионное Право. — 2008. — №1. — С. 15-16.
4. Ведомости СНД и ВС РФ (Российская Федерация — технологии в репродуктивной и перинатальной медицине: перспективы, морально — этические и правовые препядствия / В.И. Кулаков // Русский вестник перинатологии и педиатрии. — 2002. — №6. — С. 4-10.
6. Базы законодательства Русской Федерации о охране здоровья людей // Ведомости СНД и ВС РФ (Российская Федерация — Право на суррогатное материнство: от истории к современности / Г.Б. Романовский // Трудности репродукции. — 2006. — №1. — С. 31-38.
8. Силуянова И.В. Биоэтика в Рф: ценности и законы / И.В. Силуянова. — М., 2001. — 192 с.
9. Филиппов О.С. Вспомогательные репродуктивные технологии: взор через призму биоэтики / О.С. Филиппов // Трудности репродукции. — 2004. — №2. — С. 38-40.
10. Шамов И.А. От деонтологии к биомедицинской этике / И.А. Шамов // Мед сестра. — 2006. — № 1.- C. 2-5.
11. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Мед этика»: учебное пособие / М.Я. Яровинский — М.: медицина, 1999. — 208 с.
]]>