Учебная работа. Амбулаторно-поликлиническая помощь сельскому населению. Обзор. Состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Белорусская мед академия
последипломного образования
Кафедра публичного здоровья и здравоохранения
Специальность: «Публичное здоровье и здравоохранение»
Курсовая работа
Тема:
Амбулаторно-поликлиническая помощь сельскому популяции. Обзор. состояние, задачи и перспективы развития в Республике Беларусь
Слушателя Чилимцевой М.Е.
курса переподготовки №621
Минск
Содержание
Введение
1. анализ демографической ситуации Республики Беларусь
2. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому популяции в Республике Беларусь
3. Учреждение здравоохранения «Свислочская центральная районная поликлиника» Гродненской области как структурная единица системы здравоохранения Республики Беларусь в оказании помощи сельскому популяции
4. Главные мероприятия по увеличению доступности докторской помощи сельским жителям и принятие мер по предстоящему совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи в сельской местности
Заключение
Литература
Введение
Обеспеченность демографической ситуацией в Республике Беларусь в протяжении практически всей 2-ой половины 20-го века — сочетание 2-ух разнонаправленных действий: пророст общей численности населения при одновременном понижении численности сельских обитателей. В 1950 г. общая численность населения республики составила 7745,1 тыщ человек, численность сельских обитателей в этот период — 6072,3 тыс. (78,4% в структуре населения) на начало 1993 года численность обитателей республики возросла до 10356,5 тыс., из их 3306,8 тыщ человек (31,9%) проживали в сельской местности.
В середины 1990-х гг. направленность этих действий стала схожей. К 2008 году численность населения республики снизилась до 9689,8 тыс. человек. Параллельно длилась убыль сельского населения — численность обитателей села, живущих в 118 районах республики, составила 2561,7 тыс. Толика сельских обитателей республики снизилась до 26,6%, в коэффициент депопуляции сельского населения в 2007 г. составил 2,23 (в 2006 г. — 2,47). Для сопоставления: коэффициент депопуляции всего населения Республики Беларусь — 1,28 (2007 г.) и 1,43 (2006 г.).
Таковым образом, депопуляция сельского населения остается одной из важных заморочек. Как следует, улучшение системы организации оказания мед помощи сельскому популяции очень животрепещуща.
1. анализ демографической ситуации Республики Беларусь
К главным принципам гос политики Республики Беларусь в области здравоохранения относится обеспечение допустимости мед обслуживания.
На доступность мед помощи для сельского населения влияет целый ряд специфичных причин:
· Демографическая ситуация: депопуляция сельского населения, в том числе существенное его постарение, ведущее к повышению толики лиц с томными приобретенными болезнями, инвалидов, которые в определенной мере теряют способность без помощи других обращаться за мед помощью в лечебно-профилактические организации;
· Наиболее низкая по сопоставлению с городской местностью обеспеченность докторским и сестринским персоналом;
· нрав расселения в сельской местности (малая плотность населения, разбросанность населенных пт и их отдаленность друг от друга), сложившаяся соц инфраструктура и пр.
При всем этом в истинное время есть различны, время от времени обратные, представления относительно работающей организационной модели сельского здравоохранения. создателем она признается несовершеннолетней: недостающая мощность организаций здравоохранения села рассматривается как существенное препятствие к улучшению оказания мед помощи сельским жителям. В это время некие создатели охарактеризовывают процессы уменьшения численности участковых больниц и самостоятельных докторских амбулаторий как деструктивные, так как, по их воззрению, это свидетельствует о понижении доступности.
При анализе и оценке сложившейся системы организации мед обеспечения сельского населения, планирование предстоящего его развития в неотклонимом порядке должны учитываться динамики численности сельского населения и нрав его расселения, оказывающие существенное воздействие на доступность, свойство оказываемой мед помощи.
Из данных демографической ситуации Республики Беларусь видно, что численность населения нашей страны уменьшилось с 9896,6 тыс. человек в 2002 г. до 9689,8 тыс. в 2006 г., т.е. на 208,8 тыс. человек. Сразу понижается численность сельского населения. Так в 2002 г. на местности Рспублики Беларусь проживало 2862, 2 тыс. сельских обитателей, в 2007 г. — 2581,7 тыс. человек, т.е. вышло уменьшение с 2002 г. на 280, 5 тыс.
Таблица 1
Численность сельского населения Республики Беларусь по областям на начало 2005, 2006, 2007, 2008 гг. (тыс.)
Наименование области
На 1.01.205 г.
На 1.01.2006 г.
На 1.01.2007 г.
На 1.01.2008 г.
Брестская
539,0
530,1
521,8
504,4
Витебская
387,6
378,7
368,3
359,4
Гомельская
441,4
433,4
425,5
414,9
Гродненская
389,3
378,9
368,5
359,8
Минская
678,9
671,4
665,1
659,9
Могилевская
308,0
299,0
290,5
283,3
Республика Беларусь
2744,2
2691,5
2639,7
2581,7
Из 103 626 малышей, рожденных в 2007 г., сельских малышей было 26489 человек, либо 25,6% от всех рожденных. Рождаемость в Республике Беларусь составила 9,9 на 1000 населения, в сельской местности — 101 на 1000 населения.
Смертность населения в сельской местности превосходит смертность городского населения в 2,2 раза. В 2007 г. смертность населения Республики Беларусь составила 1370,8 на 100 тыс. населения, смертность городского населения — 1043,8 на 100 тыс. населения, село — 2259,0 на 100 тыс. населения.
Детская смертность в Республике Беларусь составила 5,2 на 1000 родившихся, в сельской местности — 7,4.
Обобщенным показателем публичного здоровья является ожидаемая длительность жизни (ОПЖ) при рождении. В республике Беларусь у сельских обитателей этот показатель существенно ниже, чем у городского населения, и составляет 66,4 года, в то время как у городских — 71,75 лет. Мужчины, живущие в сельской местности, также на 6 лет живут меньше городских и их ОПЖ составляет 60,31 лет. Дамы, живущие в сельской местности, живут на 4 года меньше, чем городские.
2. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому популяции в Республике Беларусь
В 2003 г. правительством страны одобрена Теория развития здравоохранения на 2003-2007 гг., которая обусловила стратегию предстоящего развития здравоохранения республики. Важными задачками концепции развития здравоохранения являются: приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, наибольшая приближенность и доступность мед помощи сельскому популяции на всех уровнях ее оказания, увеличение свойства оказания мед помощи сельскому популяции. В процессе реализации Концепции принят комплекс мер, направленных на улучшение мед и медико-социальной помощи сельскому популяции. Так, число докторских амбулаторий в 2002-2007 г.г. возросло с 451 до 614. в амбулатории с дневными стационарами реорганизуются отделенные участковые поликлиники.
сеть целительных организаций оказывающих помощь сельскому популяции представлена в таблице.
Таблица 2
сеть целительных организаций в сельской местности по областям Республики Беларусь
Наименование области
Число больничных организаций в сельской местности, всего
Из их
Число коек в их
Участковых больниц
Число коек в их
Больниц сестринского ухода
Число коек в их
2006
2007
2006
2007
2006
2007
2006
2007
2006
2007
2006
2007
Брестская
51
51
1700
1700
39
38
1370
1350
12
13
330
350
Витебская
58
56
1398
1360
35
32
9800
830
23
24
498
530
Гомельская
34
34
925
935
16
16
530
525
18
18
395
410
Гродненская
37
37
895
905
23
21
575
550
14
16
320
355
Минская
64
62
1759
1724
45
44
1345
1330
19
18
414
394
Могилевская
36
35
806
756
24
25
571
566
12
10
235
190
Итого
280
275
7483
7380
182
176
5291
5151
98
99
2192
2229
Наименование области
Число амбулаторно-поликлинических организаций, всего
Из их
Амбулатории входящие в состав больниц сестринского ухода
Самостоятель-ные докторские амбулатории
Амбулатории доктора общей практики
ФАПы
Амбулатории, входящие в состав участковых больниц
2006
2007
2006
2007
2006
2007
2006
2007
2006
2007
2006
2007
Брестская
564
561
6
7
45
42
70
76
405
399
38
37
Витебская
546
544
19
20
36
34
36
41
420
417
35
32
Гомельская
565
565
7
7
16
12
77
84
449
446
16
16
Гродненская
474
450
—
1
22
25
66
66
363
337
23
21
Минская
667
658
—
1
50
55
101
96
471
462
45
44
Могилевская
477
474
1
1
64
80
21
3
367
365
24
25
Итого
3293
3252
33
37
233
248
371
366
2475
2426
181
175
С 2002 г. по 2007 г. вышло сокращение коечного фонда сельских участковых больниц практически в 2 раза. Так в 2002 г. в 346 сельских участковых поликлиниках коечный фонд составлял 9990 коек, в 2007 г. в 176 поликлиниках — 5151 коек. вместе с сиим возрос коечный фонд больниц сестринского ухода. Если в 2002 г. в Республике Беларусь была 1 поликлиника сестринского ухода на 15 коек, то уже в 2007 г. — 99 больниц на 2229 коек.
В течение крайних 3-х лет сельские участковые поликлиники реорганизовались не только лишь в поликлиники сестринского ухода, да и в сельские докторские амбулатории (амбулатории доктора общей практики).
Докторские амбулатории поэтапно преобразовываются в амбулатории докторской практики с подготовкой для работы в их докторов, которые обладают способностями всепригодной многопрофильной мед помощи. В истинное время самостоятельных амбулаторий такового профиля 366, либо 59,5% от их полного количества. Внедрение общей докторской практики является одним из главных направлений улучшения свойства мед обслуживания сельского населения.
Организация больниц сестринского ухода связана с действием старения населения, более выраженным с сельской местности. При разработке больниц сестринского ухода сохраняются докторские амбулатории и, не считая того, часть коек в этих поликлиниках сохраняется для исцеления нездоровых. анализ демографической ситуации и обеспеченности больничным коечным фондом в районах республики указывает, что в качестве норматива для планирования сети больниц сестринского ухода быть может принят уровень обеспеченности кроватями сестринского ухода, равный 1 кровати на 1000 населения.
За крайние годы существенно стала лучше укомплектованность докторскими кадрами участковых больниц и амбулаторий. В 2002 г. она составляла 87,7%, в 2003 г. — 88,6%, в 2004 г. — 91,3%, в 2005 г. — 92,9%, в 2006 г. — 93,9%, в 2007 г. — 94,1.
Укомплектованность сельских докторских амбулаторий доктора общей практики в 2002 г. составляла 81,7%, в 2003 г. — 81,8%, 2004 г. — 85,7%, в 2006 г. — 92,7%, 2007 г. — 93,4%.
На 1.01.2008 г. не укомплектованы медиками 36 докторских амбулаторий, из их по 11 в Витебской и Могилевской областях, 8 в Минской, 5 в Брестской, 1 в Гомельской.
Таблица 3
Штатные и занятые докторские должности, укомплектованность, коэффициент совместительства по лечебно профилактическим организациям сельское местности (участковые поликлиники, поликлиники сестринского ухода, докторские амбулатории)
Наименование области
Докторские должности
Укомплектованность штатных должностей, %
Коэффициент своместительства
Штатные
Занятые
Физические лица
2006
2007
2006
2007
2006
2007
2006
2007
2006
2007
Брестская
457
457
427
433
313
316
93,4
94,7
1,36
1,4
Витебская
300
292
285
282
197
201
95,0
96,6
1,45
1,4
Гомельская
263
280
235
242
171
170
89,4
86,4
1,37
1,4
Гродненская
277
284
270
277
222
227
97,5
97,5
1,22
1,2
Минская
627
619
571
564
420
408
91,1
91,1
1,36
1,4
Могилевская
183
183
171
172
121
129
93,4
94,0
1,41
1,3
ИТОГО
2107
2115
1959
1970
1444
1451
93,0
93,1
1,36
1,4
Анализируя состояние здоровья населения, нужно отметить, что если заболеваемость активным туберкулезом всех форм в целом по Республике Беларусь в 2007 г. составила 50,2 на 100 тыс. населения, то у обитателей села этот показатель составил 70,1 на 100 тыс. населения (2006 г. — 70,4 на 100 тыс. населения), что по сопоставлению с городским популяцией выше в 1,6 раза. Смертность населения от туберкулеза всех органов также выше у сельских обитателей, чем у городских, и составляет 14,5 на 100 тыс. населения (горожане — 7,4 на 100 тыс. населения).
Заболеваемость онкологической патологией также у сельских обитателей выше, чем у городских, и составляет 433,1 на 100 тыс. населения (горожане — 390,5 на 100 тыс. населения). Смертность от новообразований также обычно выше у сельских обитателей, чем у городских, и составляет 222,7 на 100 тыс. населения (горожане — 171,0 на 100 тыс. населения).
Важной составляющей здоровья цивилизации является психическое и духовное развитие. Значимый вещественный и нравственный вред обществу причиняют дебоширство, алкоголизм, записанно болезней алкоголизмом и спиртными психозами 328,0 случаев на 100 тыс. населения, то лишь у обитателей села первичная заболеваемость составила 412,1 на 100 тыс. населения.
Необыкновенную тревогу вызывает смертность людей в состоянии спиртного опьянения. При общей численности сельских обитателей в Республике Беларусь 2581,7 тыщ человек, либо 26,6% от всего населения, из 3912 человек, погибших в состоянии спиртного опьянения, обитатели села составили 1681 человек, либо 43,0%.
Мед обеспечение сельского населения характеризуется ограниченной доступностью докторской помощи, также низкой эффективностью медико-социальных и профилактических мероприятий. Главными ухудшения мед обслуживания на селе являются:
· Ограниченное финансирование;
· Устаревшие организационные формы обеспечения мед помощью;
· Слабенькая материально-техническая база;
· Необеспеченность кадрами, транспортом, средствами связи;
· Недочет и высочайшая стоимость фармацевтических средств;
· Нарушение преемственности на различных шагах мед помощи.
задачка сближения уровней оказания мед помощи городскому и сельскому популяции, до реального времени остается животрепещущей.
Главными факторами, содействующими сохранению различий в мед обслуживании городского и сельского населения, являются:
· Индивидуальности расселения населения, при котором маленькое количество обслуживаемого населения проживает на довольно огромное местности;
· Индивидуальности сельскохозяйственного труда (сезонность, маленький уровень механизации, высочайший удельный вес ручного труда, часто значимая удаленность места жительства от места работы и прочее);
· Отток молодежи и лиц трудоспособного возраста в городскую местность;
· Отсутствие у населения способности полной реализации права выбора мед учреждения в связи с удаленностью больших учреждений здравоохранения от места жительства;
· Постарение населения в сельской местности;
· Наиболее маленький актуальный уровень в сельской местности;
· Социально-экономические и бытовые трудности.
Генеральной целью реформирования системы организации мед помощи сельскому популяции является сохранение и развитие гос системы здравоохранения, обеспечение социальной справедливости в области охраны здоровья, обеспечение доступной и высококачественной мед помощи, также увеличение ее эффективности.
В современных критериях нужно считать приоритетными последующие направления по охране здоровья сельского населения, по которым общество несет самые большие и часто неоправданные утраты: временную нетрудоспособность, инвалидизацию, досрочную смертность в разных соц и возрастно-половых группах.
Главными направлениями развития медико-санитарной помощи на селе являются:
· Сохранение и приумножение единой гос системы здравоохранения.
· Улучшение состояния здоровья населения методом увеличения уровня жизни сельских обитателей и улучшения критерий окружающей среды.
· Обеспечение межотраслевого решения заморочек здравоохранения с учетом воздействия причин, определяющих здоровье населения (окружающая среда, условия труда и быта, питание, образ жизни и уровень мед помощи), объединение усилий всех ведомств в решении заморочек выживания сельского населения и укрепления его здоровья.
· Улучшение работы устройств действенного распределения ресурсов методом поддержки приоритетных направлений в деятель сельских учреждений здравоохранения и, до этого всего, введения института доктора общей практики везде в сельской местности.
· оптимизация кадровой политики на селе и разработка программ общественного развития и защищенности работников здравоохранения.
· Улучшение медико-санитарного законодательства с целью закрепления мед работников на селе, восстановление и обеспечение минимума льгот (бесплатное жилище, отопление и освещение, стажевые льготы, увеличение квалификации и др.).
· Введение сдельной оплаты труда, разработка списка услуг доктора общей практики, установление зависимости оплаты от числа обслуживаемого населения и размера предоставленных услуг.
· Серьезное соблюдение медико-организационных принципов формирования сети учреждений на селе с учетом потребности населения в мед помощи и перспектив медико-демографической и медико-организационной ситуации.
· Улучшение структуры и функций сельских лечебно-профилактических учреждений.
· Устранение дисбаланса меж квалифицированной мед помощью и спец службами, переориентация ценностей и финансирования в сторону поддержки первичной амбулаторно-поликлинической помощи.
· Разработка серьезной системы взаимодействия докторов общей практики с районными и областными учреждениями, обеспечение преемственности в работе сельской участковой сети и специализированных служб.
· Разработка первичной учетно-отчетной документации, экспертиза ее необходимости и возобновление сбора и анализа статистической инфы о деятель сельских учреждений здравоохранения на уровне управления здравоохранением областей и республики, воспрещение сбора отчетов по неутвержденным формам.
· Создание учреждений медико-социальной помощи (с реабилитационным уклоном) для старых, инвалидов и престарелых лиц в участковых, районных и центральных поликлиниках с совместным финансированием обозначенных коек здравоохранением и службами социальной защиты.
· Наиболее обширное вербование внебюджетных источников финансирования и вещественных ресурсов для сотворения в сельских ЛПУ критерий, соответственных решению стоящими перед ними задач по сохранению и укреплению здоровья населения.
· расширение медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому.
· Улучшение оценок деятель учреждений здравоохранения на селе на всех шагах ее организации по конечному результату — здоровью пациентов — и по аспекту соотношения издержек на охрану здоровья и приобретенных результатов.
· Внедрение в практику всех учреждений здравоохранения республики каждогоднего публичного обсуждения доклада о здоровье сельского населения на базе мониторинга здоровья, о главных дилеммах и достижениях за прошедший год с выводами, предложениями и контролем за их выполнением (ответственные докладчики — кураторы здравоохранения в исполкомах всех уровней).
· Придание системе здравоохранения статуса главный системы устанавливающей надлежащие требования к остальным отраслям народного хозяйства по аспекту воздействия их на здоровье населения и обеспечение подходящей среды проживания.
В течение ряда лет отмечается отрицательный «прирост» населения с превышением смертности над рождаемостью. Возрастная структура населения поменялась в сторону старения. Общество находится в стадии демографической старости — толика лиц старше 60 лет составляет 19,0% (на селе — 31%, в городках — 14%). Ожидаемая длительность жизни при рождении ниже, чем в экономически продвинутых странах: у парней на 8-13 лет, у дам — на 5-8 лет. Вырастает число болезней, не носящих больший экономический вред государству: сердечно-сосудистой системы, новообразований, злосчастных случаев, травм и отравлений. Отмечается хронизация патологии и высочайший уровень инвалидности. Возрастает заболеваемость социально небезопасными заболеваниями, алкоголизация населения и распространение наркомании, усугубляется психическое здоровье. Посреди населения, пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, возрастает заболеваемость по всем классам заболеваний.
Но финансовая ситуация в отрасли остается сложной. Толика расходов на здравоохранение в ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства) не превосходит 4,5%, что обеспечивает потребности только в границах 70-80%. Денежных средств недостает, в течение года они поступают неритмично, имеется неизменная задолженность лечебно-профилактических учреждений за коммунальные услуги, питание, энергоресурсы, медикаменты. Уточнение бюджета здравоохранения республики в течение года, в связи с ростом цен на продукты и услуги, делается несвоевременно, обычно, в конце годи и в размерах, не позволяющих обеспечить размеренную работу отрасли. Поддерживающий нрав финансирования дезорганизует деятельность развернутой сети мед учреждений, развитие и модернизацию материально-технической базы.
В адаптированных помещениях находится приблизительно 45% амбулаторно-поликлинических учреждений. Около половины амбулаторно-поликлинических учреждений не соответствуют санитарно-техническим нормам.
Принципиальной неувязкой является наличие диспропорций в распределении ресурсов здравоохранения по территориям и по главным фронтам организации мед помощи — больничной и амбулаторно-поликлинической. Диспропорции соединены со сложившимся порядком финансирования учреждений по сетевым показателям, различиями социальной инфраструктуры городка и села. Около 2-ух третей размера финансирования отрасли приходится на стационарную мед помощь.
Только 20% занятых докторских должностей приходится на уровень первичной мед помощи. Прирост докторов происходит лишь в стационарном и спец поликлиническом секторах здравоохранения.
Организация лечебно-профилактической помощи сельскому популяции строится на тех же организационных принципах, что и городскому популяции.
Главные принципы здравоохранения:
· Муниципальный нрав;
· Плановость;
· Бесплатность;
· Общедоступность;
· Профилактическая направленность;
· Связь с наукой;
· Роль общественности в охране здоровья.
Главной задачей сельского здравоохранения является полное ублажение потребностей обитателей села во всех видах мед помощи.
Главной индивидуальностью организации мед помощи сельскому популяции является этапность ее оказания. Суть принципа этапности состоит в том, что на любом из следующих шагов нездоровым оказывается соответственная мед помощь, которая им не могла быть обеспечена на прошлом шаге.
Традиционная схема организации мед помощи сельскому популяции представлена 3-мя шагами:
1 шаг. Сельский докторский участок: Участковая поликлиника, в состав которой входят стационар, амбулатория, дневной стационар, фельдшерско-акушерские пункты, аптечный пункт. Докторская амбулатория в собственном составе имеет те же подразделения кроме стационара.
2 шаг. Центральная районная поликлиника в составе стационара для взрослых и малышей, специализированных отделений, консультативной больницы, организационно методического кабинета.
В тесноватом контакте с центральной районной больницей работает районный центр гигиены и эпидемиологии (РЦГЭ), районная аптека.
3 шаг. Областная, республиканская поликлиника, в состав которой стационар со спец отделениями, консультативная больница и организационно-методический отдел; отделение критической и планово-консультативной мед помощи;
· Областные спец учреждения (онкодиспансер, противотуберкулезный диспансер, станция переливания крови (внутренней средой организма человека и животных) и др.);
· Областной цент гигиены и эпидемиологии;
· Поликлиники мед и научно-исследовательских институтов находящиеся в областном центре;
· Областное аптечное управление.
1. Индивидуальности работы сельского населения:
1. Сезонность работ (влияет на обращаемость за мед помощью: 45% — зима, 25% — весна, 10% — лето, 20% — осень).
2. воздействие метеорологических (погодных) причин (работа на открытом воздухе).
3. Частая смена рабочих операций.
4. Ведение работы на значимых расстояниях.
5. Индивидуальности физической перегрузки.
6. Индивидуальности механизации сельского труда.
7. Пыль, шум, вибрация.
8. Особенный временной режим работы (от зари до зари, доярки).
2. Индивидуальности сферы обитания:
1. Контакт с био объектами (звериными, насекомыми).
2. Воздействие экологических причин (химикаты, удобрения, нитраты, и т.д.).
3. Индивидуальности питания.
4. санитарно-гигиенические задачи (водоснабжение, соблюдение личной гигиены и т.д.).
5. Сезонные витаминные дисбалансы.
6. задачи транспортной доступности, специфичность расселения, связи в т.ч. и мед помощи.
3. Индивидуальности демографической свойства сельского населения:
1. Детки и дети до 18 лет — 5-30%
2. Средний возраст (18-60) — 4-20%
3. Старый и старческий (60 и наиболее) — 50-80%
4. Состав семьи:
1. Семьи в составе 1 человека — 5-20%
2. Семьи 2 человека — 15-40%
3. Семьи 3 человека — 15-30%
4. Семьи 4 человека и наиболее — 5-10%
5. Состояние здоровья сельского населения определяется:
1. демографической чертой;
2. социально-бытовыми критериями;
3. критериями труда;
4. региональными чертами (эндемический зоб, аутоиммунные тиреоидиты, аллергозы, бронхолегочная патология, заразные и паразитические органов дыхания — 30-35%, системы кровообращения (кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) — 20-30%Э, органов пищеварения — 10-20%, новообразований — 5-8% на тыс. населения. Закономерно, что обращаемость по отдельным болезням существенно варьирует зависимо от демографической свойства, региональных особенностей (Чернобыль). анализ этого вида заболеваемости является главный (на всех шагах) для:
1. подготовки мед карт;
2. решение вопросцев обеспечения мед техникой, расходными материалами и медикаментами;
3. построения сети и структуры ПМСП
Заболеваемость сельского населения по данным мед профилактических осмотров:
По данным различных создателей при мед осмотрах населения выявляются:
1. системы и органов эмоций — 25-30%
2. Органов дыхания — 25-30%
3. Сердечно-сосудистой системы — 6-12%
4. Органов пищеварения — 6-12%
анализ этого вида заболеваемости является основой, не считая перечисленных выше, для:
1. Прогнозирования структуры заболеваемости;
2. Планирование санпросвет работы;
3. Проведения мероприятий, вместе с администрацией и органами местного самоуправления, по оздоровлению критерий труда, реабилитации, санаторно-курортного исцеления и оздоровления.
Черта посещений к мед работникам в сельской местности
1. Лечебно-консультативные — 57%, из их:
а) терапевтического профиля — 35-55%;
б) стоматологического — 20-30%;
в) педиатрического — 10-15%;
г) хирургического — 10-15%.
2. Диспансерные — 18%, из их:
а) терапевтического профиля — 50-65%;
б) педиатрического — 25-35%;
г) хирургического — 10-15%.
3. Профилактические — 25%, из их:
а) педиатрические — 25-30%;
б) стоматологического — 20-30%;
в) акушерство и гинекологическая — 15-25%;
г) терапевтические — 10-15%.
Доврачебная и 1-ая докторская помощь сельскому популяции оказывается в учреждениях сельского докторского участка. Для обитателей села это 1-ый шаг оказания мед помощи — более близкое и доступное звено системы здравоохранения.
Сельский докторский участок — функциональное образование, являющееся главным организующим звеном связи ПМСП и всех специализированных видов мед помощи на различных ее шагах. Средняя численность населения — 5-7 тыс. населения, средний радиус обслуживания — 8-15 км.
Сельский докторский участок — это местности с живущим популяцией, обслуживаемая медиками размещенного на ней мед учреждения. Местности СВУ обычно соответствует границам сельских административных единиц (1-го, пореже 2-ух сельских Советов). На СВУ организуется или сельские участковые поликлиники с амбулаториями, или самостоятельные сельские докторские амбулатории. Работой этих учреждений правят главные докторы — соответственно основной доктор сельской участковой поликлиники либо основной доктор сельской докторской амбулатории. Им подчинены все сельские мед учреждения, развернутые на сельском докторской участке (ФАПы).
Село, в каком находится участковая поликлиника (амбулатория), именуется пунктовым. Расстояние более отдаленного селения от пунктового села именуется радиусом участка.
задачки сельской участковой поликлиники (сельской докторской амбулатории):
1. планирование и проведение мероприятий по профилактике и понижению общей и заразной заболеваемости населения, заболеваемости с ВУТ, отравлений и травматизма;
2. проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья мамы и малыша;
3. внедрение в практику современных способов профилактики, диагностики и исцеления нездоровых, прогрессивных форм и способов работы мед учреждений;
4. организационно-методическое управление и контроль за Деятельностью подчиненных ФАПов;
5. обеспечение амбулаторий, стационарной докторской помощью населения участка.
В согласовании с этими задачками разработаны обязанности доктора (докторов) сельского докторского участка:
1. ведение амбулаторного приема населения;
2. стационарного целью которого является облегчение нездоровых в сельской участковой поликлинике;
3. оказание помощи на дому;
4. оказание мед помощи при острых заболеваниях и злосчастных вариантах;
5. направление нездоровых в остальные целительные учреждения на мед свидетельствам;
6. проведение экспертизы временной нетрудоспособности и выдача листков нетрудоспособности;
7. организация и проведение профилактических осмотров;
8. своевременное взятие на диспансерный учет нездоровых;
9. проведение комплекса целительных и оздоровительных мероприятий, обеспечение контроля за диспансеризацией;
10. активные патронажи малышей и беременных дам;
11. проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий;
12. уведомление в территориальные органы санитарно-противоэпидемической службы о заразном, проф и паразитическом заболевании, отравлениях населения и нарушении санитарно-гигиенических требований;
13. проведение санитарно-просветительной работы;
14. подготовка санитарного актива;
15. организация и проведение плановых выездов докторов на ФАПы.
Особенное пространство в проф деятель доктора сельского докторского участка занимают вопросцы охраны материнства и юношества. При наличии в сельской докторской амбулатории либо сельской участковой поликлинике 2-ух и наиболее докторов приказом головного доктора на 1-го из их возлагается ответственность за мед сервис малышей на участке.
По данным на 01.01.2008 г. насчитывается 2426 ФАПов в республике. Обеспеченность ФАПами на 1000 обитателей назад пропорционально количеству обитателей, живущих в районе (от 1,58 на 1000 населения в малонаселенных района, до 0,68% на 1000 населения в районных с большенный численностью населения (при среднереспубликанском уровне — 0,93%).
В общей системе мер по перестройке здравоохранения значительно растет
Первичным звеном в организации мед помощи сельскому популяции является ФАП. Фельдшерско-акушерский пункт представляет собой специфическую изюминка сельского здравоохранения и занимает очень принципиальное пространство в обеспечении сельского населения мед помощью. В истинное время толика роли ФАП в оказании лечебно-профилактической помощи жителям села еще пока велика, так как он обслуживает существенное количество населения, является самым близким, самым легкодоступным лечебно-профилактическим учреждение, потому что досягаемость докторской помощи, в особенности жителям отдаленных сел, остается низкой. Зависимо от удаленности населенного пт от докторской, участковой поликлиники либо ЦРБ толика воззваний сельских обитателей в ФАП колеблется в границах 30-40% и наиболее от общего уровня обращаемости. Установлено, что ведущее пространство в структуре обращаемости занимают дыхания и пищеварения, злосчастные случаи, отравления и травмы, заболевания нервной системы и органов эмоций.
При исследовании нрава посещений сельскими жителями ФАП установлено, что около половины из их соединено с выполнением предназначений и процедур, около трети — с проведением профосмотров. Значительную часть данной нам работы можно квалифицировать как профилактическую, при этом, исходя из местных критерий, уровня организации, кадровых способностей центральных районных и участковых больниц, оснащенности ФАП аппаратурой, до этого всего физиотерапевтической, эта толика будет возрастать.
Опыт работы и анализ характеристик ФАП свидетельствует о том, что результаты их деятель почти во всем определяются уровнем организационной работы, внедрением прогрессивных форм и способов труда, правильной расстановкой и внедрением кадров средних медработников. нужно развивать наиболее тесноватый контакт ФАП с докторскими кадрами СУБ, узенькими спецами ЦРБ. одной из прогрессивных форм обслуживания сельских обитателей является организация постоянных приемов населения медиками сельских участковых больниц и узенькими спецами ЦРБ, что существенно прирастило приближение и доступность докторской помощи сельским жителям, в особенности в отдаленных селах.
Близость ФАП к популяции имеет огромное работы посреди населения.
Таблица 4
Направление и содержание деятель ФАПа
Санитарно-противоэпидемическая работа
Лечебно-профилактическая помощь взрослому популяции
Мед сервис дам и малышей
Текущий санитарный надзор
Амбулаторный прием, помощь на дому
наблюдение за беременными и роженицами
Противоэпидемические мероприятия в очаге
Оказание доврачебной мед помощи
Психопрофилактическая подготовка беременных к родам
Противопаразитарные мероприятий
Роль в проведении профосмотров и диспансеризации
Оказание помощи роженицам и родильницам
Мероприятия по понижению проф заболеваемости
Выполнение докторских предназначений
Оказание мед помощи гинекологическим нездоровым
Проведение профилактических прививок
Медико-санитарное сервис населения в период полевых работ
Диспансерное наблюдение за детками. Оказание лечебно-профилактической помощи детям.
Работа с санитарным активом
Профилактика рахита, контроль за оптимальным питанием, физическим развитием малышей
Выводы:
1. ФАП играют важную роль в оказании лечебно-профилактической помощи жителям сельской местности.
2. нужно развивать наиболее тесноватый контакт ФАП с медиками участковых больниц, узенькими спецами ЦРБ, что содействовало бы приближению и доступности докторской и спец помощи сельским жителям.
ФАП является одним из самых доступных и массовых видов мед обслуживания сельского населения.
Документация ФАП:
1) журнальчик приема пациентов;
2) журнальчик предложений и замечаний доктора (профессионалов);
3) график выезда докторов. Остальная документация определяется управлением СУБ, СВА, ТМО.
Сельская докторская амбулатория (СВА)
Сельская докторская амбулатория является более рациональной формой организации амбулаторной помощи сельскому популяции. Огромное развития сети докторских амбулаторий, да и методом открытия кабинетов приема докторов общей практики (на базе ФАПов).
Всепригодная подготовка доктора общей практики дозволяет, во-1-х, существенно уменьшить направление к врачам-специалистам (хирург, невролог, дерматолог, отоларинголог, окулист), в особенности при проведении профилактических осмотров, также при выявлении и снятие либо устранение симптомов и лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и работоспособности»>заболевания)
более всераспространенных форм патологии, не требующих высокотехнологических лечебно-диагностических мероприятий.
Во-2-х, работа доктора общей практики дозволяет перераспределять объемы мед помощи по оказанию неотложной помощи. В дневное время неотложная помощь оказывается в большей степени доктором общей практики, в ночное — как доктором общей практики, так и бригадами скорой мед помощи (зависимо от транспортной доступности).
В-3-х, приближение докторской помощи к сельскому популяции дозволяет вовремя проводить нужный размер исследовательских и целительных мероприятий в согласовании с действующими протоколами, что в ряде всевозможных случаев понижает Потребность в воззвании на наиболее высочайшие технологические уровни оказания мед помощи, в том числе — Потребность в госпитализации. Этому содействует и исцеление пациентов в критериях дневных стационаров при СУБ, СВА, АОВП.
доктор общей практики в подавляющем большинстве случаев без помощи других оказывает многопрофильную мед помощь с проведением экспертизы временной нетрудоспособности по болезням в профильных дисциплинах (оториноларингологии, хирургии, неврологии, офтальмологии, эндокринологии, дерматологии).
Отмечено, что Потребность в консультациях профильных профессионалов миниатюризируется также за счет самостоятельного проведения медиками общей практики всеохватывающих мед осмотров с наполнением почти всегда одним доктором документации при оформлении малыша в школу, детские дошкольные учреждения, абитуриентов в ВУЗы. ВОП завлекает профессионалов лишь в случае обнаружения патологии либо для наиболее широкого оказания мед помощи по профильным дисциплинам в сложных вариантах. Понижение потребности в консультациях профильных профессионалов по формальному поводу (проведение медосмотров, выписка рецептов, диагностики рутинной патологии и др.) значимо понижает нагрузку на профильных профессионалов, вызволяет их для оказания мед помощи при наиболее сложной патологии.
Создание института общеврачебной и домашней практики может логически соединить сегодняшние автономно имеющиеся в первичном звене здравоохранения четыре системы (службы): поликлиническую взрослую и педиатрическую, акушерско-гинекологическую и социальную. С экономической точки зрения, разумеется, прибыльнее иметь единую систему ПМСП. ВОП может оказывать многопрофильную мед помощь до 80-90% сельских тружеников.
Наблюдающиеся нехорошие демографические процессы и рост заболеваемости сельского населения диктуют необходимость доступности для сельских обитателей первичной докторской помощи. С данной нам целью поэтапное преобразование фельдшерско-акушерских пт в филиалы докторских амбулаторий. Прием доктором нездоровых в их целенаправлено организовать в деньки приезда по заблаговременно разработанному графику. Это дозволит приблизить докторскую помощь к популяции; повысить свойство и результативность мед помощи; активизировать профилактическую работу; нормально применять денежные ресурсы за счет сокращения безосновательных госпитализацией и вызовов скорой помощи, понижения количества консультаций докторов разных специальностей.
В целях сотворения критерий для приоритетного социально-экономического развития села, увеличения эффективности работы агропромышленного комплекса Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. №150 утверждена Муниципальная программка возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Программкой ставится задачка сделать лучше состояние здоровья сельского населения за счет доступности и увеличения свойства мед помощи. По результатам реализации программных мероприятий планируется сделать амбулатории общей докторской практики с радиусом обслуживания населения 10-15 км.
Одним из муниципальных заказчиков данной Программки является Министерство здравоохранения. В свою очередь, им разработана и утверждена Коллегией Минздрава 27 марта 2005 г. Отраслевая программка по выполнению заданий Гос программки возрождения и развития села на 2005-2010 гг., в какой намечены определенные мероприятия по разделу «Здравоохранение» — оптимизация структуры организаций здравоохранения в сельской местности; оснащение докторских амбулаторий и центральных районных больниц мед оборудованием; оснащение автотранспортом организаций здравоохранения, расположенных на селе; проведение серьезных ремонтов в сельских организациях здравоохранения.
Результаты реализации раздела «Здравоохранение» Гос программки возрождения и развития села обеспечат: усиление роли первичной медико-санитарной помощи; увеличение доступности и свойства докторской мед помощи сельским жителям; улучшение медико-демографических характеристик (уменьшение общей смертности, понижение инвалидности, увеличение рождаемости); улучшение свойства и увеличение длительности жизни людей.
Сельская докторская амбулатория является первичным звеном в системе социально-гигиенического, лечебно-профилактического, и санитарно-противоэпидемического обеспечения сельского населения.
Организует и оказывает первую докторскую и доврачебную помощь мед помощь. амбулаторный поликлинический сельский беларусь
задачки СВА это задачки СВУ. Штатная структура зависит от количества обслуживаемого населения. Обычно 1 врач-терапевт на 1900 взрослого населения, 1 врач-педиатр на 800 малышей. Дантист — 1 должность на 1,5 должности доктора. Должности могут быть объединенными для нескольких СВА либо СУБ (тогда работа по графику).
структура существенно изменяется зависимо от региона, транспортной доступности. Обычно рекомендуемые норматива:
1. 30- минутная пешеходная доступность к доврачебной медпомощи;
2. 15-минутная транспортная доступность к первой докторской помощи;
3. 35-минутная транспортная доступность к высококвалифицированной (спец) мед помощи.
В видах мед помощи в критериях СВА и на дому неожиданные время суток.
В рамках реализации гос программки МЗ РБ по развитию службы скорой мед помощи укреплена материально-техническая база станций скорой мед помощи.
Важными вопросцами в организации скорой и неотложной мед помощи сельскому популяции являются:
1) наличие графика и порядка оказания этого вида мед помощи во всех сельских ЛПУ;
2) наличие укладок, сумок и их нужное оснащение;
3) наличие алгоритмов оказания скорой мед помощи во всех ЛПУ и, до этого всего, в диспетчерской службе СМП. Фиксация поступления вызовов и принятых мер;
4) подабающая преемственность (на принципе оборотной связи) меж службой СМП, амбулаторно-поликлинической службой, диспетчерскими службами хозяйств и компаний;
5) подготовка населения по оказанию само- и взаимопомощи, увеличению санитарной грамотности населения;
6) разработка и наличие побудительных мотивов для роли в этом виде помощи всех медработников, в т.ч. среднего медперсонала;
7) подготовка мед персонала по оказанию скорой и неотложной мед помощи;
8) Ценность фармацевтического и материально-технического обеспечения этого вида мед помощи.
Участковая служба в сельской местности
Имеет индивидуальности и отличия:
1) многофакторность задач и размеров работы;
2) сочетание участкового и цехового принципов организации работы;
3) организация работы по типу бригад; (терапевт, педиатр, дантист, акушер-гинеколог);
4) обширное внедрение внебольничных видов мед помощи;
5) подвижно-фиксированный график работы;
6) наличие укладок (сумок) посиндромной терапии (заболевания).
Средний мед персонал в системе сельского здравоохранения
В сельской местности играет весьма значительную роль в оказании мед помощи и выполнении остальных задач охраны здоровья населения. Потому нужно планировать и производить:
1) постоянную подготовку среднего медперсонала с внедрением всех видов и способов обучения с следующим тестовым контролем;
2) подготовка и обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) к принятию самостоятельного мед решения;
3) расширение функций и прав, делегирование возможностей, роль во всех видах мед деятель ЛПО.
Индивидуальности организации оказания мед помощи сельскому популяции.
1. Этапность
2. Выездные формы работы
3. Сочетание участково-территориального и производственного принципов организации работы мед персонала
4. Возрастание роли и значения среднего мед персонала
5. Медико-социальный нрав организации работы
6. Сочетание лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий
7. Ценность организационной работы с органами местного самоуправления
Все другие индивидуальности обоснованы социально-экономической ситуацией и качеством работы руководящих работников системы здравоохранения всех уровней.
анализ характеристик обращаемости городского и сельского населения за мед помощью свидетельствует о том, что сельские обитатели на 23,5% пореже обращаются за амбулаторно-поликлинической помощью, чем городские, что соединено с нравом расселения, удаленностью мед учреждений от большинства сельских населенных пт, специфичными чертами проведения сельскохозяйственных работ, также с кадровыми неуввязками сельских учреждений здравоохранения, не позволяющими развивать новейшие организационные лечебно-профилактические технологии на амбулаторно-поликлиническом шаге.
Наряду со сравнимо низкой обращаемостью сельского населения за амбулаторно-поликлинической помощью отмечается наиболее нередкое воззвание сельского населения за скорой мед помощью — на 16,9% выше, чем городского, таковым образом, для сельских учреждений здравоохранения свойственна экстенсиная модель мед обеспечения, характеризующая завышенным потреблением стационарной мед помощи и недостающим развитием амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей мед помощи.
3. Учреждение здравоохранения «Свислочская центральная районная поликлиника» Гродненской области как структурная единица системы здравоохранения Республики Беларусь в оказании помощи сельскому популяции
одной из структурных единиц здравоохранения республики Беларусь является Учреждение здравоохранения Республики Беларусь «Свислочская центральная районная поликлиника», которая производит своею деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Амбулаторно-поликлиническая служба представлена:
— центральная районная больница;
— 6 амбулаторий доктора общей практики;
— 15 ФАПов.
Не считая 6 самостоятельных сельских докторских участков, в районе организованы так называемое приписные докторские участки, обитатели которых получают первую докторскую помощь конкретно в центральной районной больнице.
Целью Учреждения является достижение действенного и высококачественного мед обслуживания населения района, улучшение материально-технического оснащения лечебно-профилактических учреждений района в порядке мотивированного и действенного использования денежных экономных средств и их экономии.
Главным направлением Учреждения является улучшение системы здравоохранения и развитие ПМСП, которая включает перераспределение денежных средств со стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую.
Укомплектованность (на 1.01.2008 г.) организацией здравоохранения района медиками составляет 82,3%, средним мед персоналом — 87,5%. Выслеживается тенденция старения кадров. 8% мед работников пенсионного возраста, из их 12 докторов (17,9%).Важным условием дееспособности хоть какой отрасли является стабильность кадров. нужно отметить определенные трудности закрепления в районе юных профессионалов. Так из 13 докторов прибывших в район за крайние 10 лет по распределению, закрепились в ЦРБ лишь (38,0%). Основная причина — отсутствие жилища. Обязана существовать эффективная муниципальная система льготного кредитования юным спецам для приобретения жилища, которая дозволила бы закрепить кадры в сельской местности.
В процессе реализации Гос программки развития и возрождения села на 2005-201 гг. произведена реконструкция Новодворской амбулатории, расположенной в агрогородке, ремонт ФАПа в агрогородке д. Незбодичи, благоустройство местности районной больницы.
вместе с терапевтической помощью докторы общей практики оказывают в 40% случаев специализированную (неврологическую, гинекологическую, офтальмологическую, хирургическую, отоларингологическую) помощь, приближая ее к популяции, и тем на 20-40% понижают нагрузку узеньких профессионалов. Наиболее чем в 50% случаев они без помощи других оказывают мед помощь.
Ведется работа по обеспечению преемственности амбулаторно-поликлинического звена и службы скорой мед помощи. Все вызовы, поступающие во время работы амбулаторий и не требующие критической помощи, обслуживаются медработниками амбулаторно-поликлинического звена.
Таблица 5
характеристики амбулаторно-поликлинической помощи жителям Свислочского района
Наименование показателя
2003
2004
2005
2006
2007
Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в смену
389
413
413
413
413
— в т.ч. районная больница
250
250
250
250
250
— Порозовская больница
26
50
50
50
50
Фактич. пропускная способность в смену
469,3
400,0
439,0
347
334
Укомплектованность кадрами докторов ЛПУ района в % амбулаторно-поликлинического профиля
88,5
94,2
82,7
91,3
96,8
Укомплектованность средним мед. персоналом в %
96,2
97,3
92,6
96,3
95,5
Укомплектованность ФАПов района средним мед персоналом в %
94,0
90,0
83,3
91,5
96,7
Число посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях района:
186100
182870
181409
189922
176334
— в т.ч. по поводу болезней
112567
106832
102196
102303
105882
— в т.ч. по поводу профосмотров
73533
76038
79213
87619
70512
Посещений на ФАПы района — в т.ч. на 1 обслуживаемого обитателя
34212/4,1
32379/4,0
32677/4,95
32574/5,22
34717/5,72
Таблица 6
Показатель деятель АВОП УЗ «Свислочская ЦРБ» за 2007 год.
Наименование характеристик
Единица измерения
Норматив на период
Порозово АВОП
Хоневичи АВОП
Н. Двор АВОП
Доброволя АВОП
Горностаевичи АВОП
Вердомичи АВОП
Амбулаторный прием по смежным специальностям
% ко всем посещениям
26
25,2
29,8
31,2
11,1
32,8
20,3
Амбулаторная хирургия
К-во операций на 1000 нас.
10,0
34,5
13,5
17,4
16,6
7,2
35,7
Уровень госпитализации в дневной стационар при больнице
Пролечено на 1000 нас.
50,0
20,5
7,4
8,7
19,0
14,5
7,4
Обследование на туберкулез (рентгено-флюорограф)
]]>