Учебная работа. Возрастные особенности функционирования периферической нервной системы

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Контрольные рефераты

Учебная работа. Возрастные особенности функционирования периферической нервной системы

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ системы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Организм человека — это стойкая, строгая и стройная, передающаяся наследственно система, в какой все органы и системы органов, клеточки и их совокупа, есть взаимодействуя меж собой слаженно и строго запрограммировано, руководимые и управляемые нервной системой в итоге поступающих по ней установок из генов и мозговых центров в виде условных и бесспорных рефлексов обеспечивающих автоматизм и физиологическое функционирование их жизнедеятельности для выполнения ими запрограммированных актуально нужных функций. Клеточки, органы и системы органов подчиняются нервной системе и инфы, закодированной в гене, генотипе человека, и всей людской популяции. Ни один орган, ни одна система органов, ни одна клеточка в человеческом организме не сумеют работать слаженно и взаимовыгодно, если они не будут подчиняться программке заложенной в генотипе людского организма локализованной в мозговом центре в виде физиологического бесспорного рефлекса, которая реализуется и контролируется при помощи нервной системы. Эта запрограммированная генетическая информация, реализующаяся в соответственном мозговом центре памяти в виде физиологического бесспорного рефлекса отвечающего за жизнедеятельность органа либо системы органов, клеток и тканей человека и контролирующая их взаимодействие, обеспечивает жизнедеятельность всего организма в целом. В итоге конфигураций, появившихся в генетической инфы передаваемой наследственно, равномерно возникает и развивается организм человека не может всеполноценно жить и даже существовать так, как происходит запрограммированная постепенная разбалансировка функционирования органа и системы органов, клеток и тканей всего организма. Как следует, необходимо прийти к выводу, что человеческий организм — это физиологическая, саморегулируемая, самовосстанавливаемая, жизнестойкая и строго запрограммированная функционирующая система органов, клеток и тканей, управляемая информацией записанной в гене и реализуемая при помощи физиологического бесспорного рефлекса через нервную систему.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ системы ЧЕЛОВЕКА
Главными структурными элементами периферического нерва являются нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна (миелиновые и безмиелиновые). Посреди миелиновых служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»> служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в локализация и др.), волокна с узкой миелиновой оболочкой — болевую, температурную и тактильную, безмиелиновые волокна — болевую чувствительность. При всем этом волокна с узкой миелиновой оболочкой имеют отношение к локализованной связанное с настоящим либо возможным повреждением ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология)«>ткани), безмиелиновые — к диффузной боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани).
Миелиновые нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна преобладают в соматических (спинномозговых и черепных) нервишках, безмиелиновые — в висцеральных нервишках симпатической части вегетативной системы. Нервишки ее парасимпатической части (блуждающий, глазодвигательный, промежный, большенный каменистый состоящая из пучка служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) волокон»>структура, состоящая из пучка нервных волокон) и др.) в главном состоят из миелиновых служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принципиальной для организма информаци»>нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна образуют пучки, толщина которых зависит не только лишь от количества, да и от типа волокон. Наиболее массивные пучки образованы миелиновыми волокнами. В связи с тем что нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна перебегают из 1-го пучка в иной, образуются сложные внутриволовые сплетения. Сиим разъясняется отсутствие точных зон нарушения двигательной, чувствительной и вегетативной функции при частичном повреждении нерва.
Соединительнотканные оболочки образуют не только лишь наружный покров нерва, да и кутают любой пучок снутри его, также почти все нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна снутри самих пучков. В связи с сиим различают эпиневрий, периневрий (волокнистая и эпителиальная части) и эндоневрий.
Эпиневрий, либо внешняя оболочка нерва, состоит из соединительной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), в какой содержатся кровеносные и лимфатические сосуды, жировые элементы, нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна и нервные (относящиеся к пучкам нервов) окончания.
Периневрий, либо внешняя оболочка отдельного нервного пучка, подобно эпиневрию состоит из соединительной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), в какой обнаруживаются мелкие ветвления кровеносных и лимфатических сосудов, орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) окончаний и жировых клеток. Вокруг нервного пучка имеется заполненное лимфоподобной жидкостью периневральное место, которое сообщается с субарахноидальным местом спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека).
Эндоневрий состоит из конкретно прилегающей к нериневрию соединительной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), окутывающей отдельные нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна либо их маленькие пучки. В эндоневрий обнаруживаются, не считая капиллярных сетей кровеносных сосудов, эндоневральные щели.
наличие периневральных и эндоневральных пространств, заполненных циркулирующей жидкостью, с одной стороны содействует выносу товаров распада за границы развития внутриволовой гипертензии, являющейся одним из причин появления болевых феноменов.
Периферическую (анимальную) нервную систему составляют черепные и спинномозговые состоящая из пучка мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) фронтальный (двигательный) и задний (чувствительный) корни равномерно сближаются, потом соединяются и образуют в протяжении до спинномозговых узлов корешковый часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка регулирующий деятельность внутренних органов»>вегетативные (Вегетативная нервная система — отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов) волокна от клеток боковых рогов и узлов симпатического ствола.
Выйдя из центрального канала, спинномозговые состоящая из пучка мышь«>мускулы конечностей и фронтальной поверхности тела; задние ветки, иннервирующие кожу и мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), и соединительные ветки, содержащие симпатические преганглионарные волокна, последующие к узлам симпатического ствола.
Фронтальные ветки спинномозговых нервишек образуют шейное, плечевое, поясничное, крестцовое и копчиковое сплетения. Фронтальные ветки грудного отдела дают начало межреберным и подреберному нервишкам.
Из сплетений берут начало периферические дерматологические и мышечные состоящая из пучка служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) волокон»>нервишки, в формировании которых обычно учавствуют несколько частей спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека).
Центральную нервную систему образуют головной и спинной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) организма и получать сигналы оттуда. В головном мозгу действуют и взаимно влияют друг на друга огромное число хим веществ. Если человек здоров, то обмен веществ в мозгу находится в равновесии. Если же в нем произойдут колебания, начнутся психологические нарушения, к примеру, шизофрениявремени возникает аутизм — отказ от контакта с окружающей средой и заключения себя в «футляр». Такие малыши постоянно заняты самими собой. В ряде всевозможных случаев возникает состояние гиперреактивности («ребенок, как юла»), почаще опосля 5 лет. На появление гиперреактивности оказывают воздействие несбалансированное питание, много фосфатов и не достаточно кальция, цинка, также питание консервирующими субстанциями и содержащие сахар.
Развитие периферических нервишек происходит не сразу. У эмбриона их формирование начинается с роста от центра к периферии аксонов больших двигательных нейронов фронтальных рогов спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) и ствола мозга. При всем этом краешек нервного волокна растягивается и появляется конус роста. Прорастает вперед аксон при помощи амебовидных движений. Конус роста периферических волокон продвигается благодаря направлению окружающими тканями. С помощью их возрастающий отросток находит свои клетки-мишени в теле эмбриона.
Вдоль спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) размещены нейроны чувствительных ганглиев, которые отправляют по направлению к нему отростки, которые входят в дорсальные рога сероватого вещества. Чувствительный отросток такового нейрона вырастает к периферии, чувствительные и двигательные волокна образуют общий нервный ствол — периферический состоящая из пучка служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в структура, состоящая из пучка нервных волокон).
Чувствительные и двигательные волокна добиваются иннервируемой области в период, когда ее дифференцировка еще не завершена. Аксоны мотонейронов вступают в контакт с развивающимися нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна сформировывают спец сенсоры мускул — мышечные веретена.
К развивающейся коже и прилежащим тканям направляются отростки остальных чувствительных нейронов. Их окончания образуют огромное количество специализированных дерматологических рецепторов. Некие окончания остаются вольными и в таком виде делают рецепторную функцию.
сразу центральные отростки биполярных нейронов спинно-мозговых ганглиев вступают в спинной обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий из себя малогабаритное скопление служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) и образуют связи с его вставочными нейронами, а часть их врубается в восходящие проводящие пути (тракты). В итоге этого формируются центральные связи, что содействует замыканию рефлекторных дуг, и эмбрион может реагировать на периферические сенсорные стимулы.
совместно сообразованием служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) связей происходит миелинезация системы животных и человека) соединено с развитием периферических структур — кожи, мускул и т. д.
Главный механизм работы нервной системы — рефлекторный.
Рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) — это ответная реакция организма на действие внутренних и наружных стимулов при участии нервной системы. Осуществляется рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) благодаря совокупы образований — рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга включает 5 звеньев: сенсор, чувствительный структура, состоящая из пучка нервных волокон) (эфферентный путь), исполнительный орган (эффектор).
нервные (относящиеся к пучкам нервов) импульсы По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют экстерорецепторы интерорецепторы и пропри воспринимают разные стимулы (световые, звуковые, тепловые, механические, хим) и конвертируют их энергию в нервные (относящиеся к пучкам нервов) импульсы. Афферентные нервные (относящиеся к пучкам нервов) волокна передают эти импульсы телам чувствительных нейронов, которые размещены в спинномозговых ганглиях — с рецепторов кожи, скелетных мускул и внутренних органов, также чувствительным нейронам ганглиев черепно-мозговых нервишек, размещенным в различных отделах головы.
Центральная часть рефлекторной дуги образована вставочными и эфферентными нейронами. В центрах спинного и головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) сенсорная информация анализируется, оценивается и формируется ответная реакция организма на раздражитель, которая в виде определенных импульсов передается по эфферентному пути исполнительному органу.
Становление рефлекторной функции нервной системы начинается еще в период внутриутробного развития. движение плода и сокращение сердца содействуют миелинизации волокон развитию соответственных структур нервной системы. При движении плода стимулируются сенсоры мускул, сухожилий и суставов, что содействует созреванию проводящих систем.
Формирование рефлекторной функции находится в полном согласовании с морфологическим развитием нервной системы. Подтверждено, что поначалу происходит созревание нейронов рефлекторных дуг спинномозговых рефлексов.
Установлены определенные стадии развития рефлекторной деятельности плода: стадия локальных ответов отдельных частей тела, стадия обобщенных ответных реакций, которая перебегает в стадию специализированных рефлекторных актов. Отдельные локальные движения характерны 2 — 3 месячному плоду: в ответ на раздражение поверхности тела у него появляются ограниченные деяния и обыкновенные рефлекторные реакции, к примеру рефлекторное открывание рта, движения рук и другое. Генерализированные ответы возникают у 3 — 4 месячного плода, реакции стают диффузными, ассиметричными, нескоординированными. В ответ на раздражение голова может наклонятся, подниматься и поворачиваться, руки сгибаются, разгибаются и отводятся в стороны. Спец рефлекторные акты наблюдаются у плода с 4 — 5 месяцев. Диффузность ответных реакций при всем этом сменяется тенденцией к их локализации в области раздражения.
В 9 — 11 месяцев у плода формируются структуры, участвующие в осуществлении хватательного рефлекса. Развиваются мускулами. К 22-недельному возрасту этот рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) проявляется в виде локального разгибания раздражаемой руки. Позднее хватательный рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) становится сложной рефлекторной реакцией, сопровождающейся конфигурацией мускул иной руки и тела. У новорожденного хватательный рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) отлично развит.
рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) Бабинского отлично выражен с момента рождения и до полугода, потом он исчезает. Подошвенный рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) формируется опосля рождения и к 3 годам остается единственной реакцией на раздражение подошвы. Сухожильные отражённый; сущ. отражение — простая безотчетная реакция организма на раздражение»>года жизни.
Малыши лучше, чем взрослые, различают, какой конкретно участок кожи раздражается. Что соединено с ростом дерматологической поверхности без соответственного роста числа нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) волокон.
Ядра черепно-мозговых нервишек продолговатого мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), а именно блуждающего нерва, формируются рано. С их развитием соединено становление неких регуляторных устройств — дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и остальных функций. Ядра блуждающего нерва выявляются со 2-го месяца внутриутробного развития. К полутора годам жизни малыша количество клеток в ядрах блуждающего нерва возрастает. У 7-летнего малыша ядра блуждающего нерва сформированы так же как и у взрослого.
У плода и новорожденного появляются рефлекторные воздействия на дыхание. У новорожденного отлично развиты зашитные дыхательные дыхания при резком запахе.
К моменту рождения более развиты пищевые бесспорные тела у новорожденного в 1-ый месяц жизни отлично выражен тонический шейный рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение). Он равномерно исчезает к концу первого года жизни.
Восприятие обонятельных раздражений соединено с созреванием обонятельного и тройничного нервишек. малышей. Новорожденные различают приятные и противные запахи.
Регуляция температуры тела у новорожденных и малышей первого огда жизни несовершенна.
Ребенок рождается с определенным набором прирожденных рефлекторных реакций, но уже со 2-го денька жизни у него начинают формироваться условные работы периферической нервной системы появляются разные мускул, которые иннервируются воспаленным конфигурации чувствительности кожи к холоду, теплу, боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), касанию, могут отмечаться нарушения движений. Более частыми причинами невритов являются травмы, интоксикации, заразные заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), также нарушения обмена веществ (диабет), дефицитность кровоснабжения нерва за счет нарушений микроциркуляции.
Невралгия — ярко выраженный нередкое проявление какого-нибудь работоспособности»>заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности)«>симптом (один отдельный признак, частое проявление какого-либо работоспособности»>заболевания) воспаления какого-нибудь нерва. Представляет собой приступообразную острую, ноющую, жгучую либо тупую боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) по ходу нерва. Предпосылкой этого мучения может служить как само воспаление (Воспаление — сложная местная реакция организма на повреждение) нерва, либо нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) сплетений, так и социально полезной деятель»>болезнь позвоночника либо патология в тканях, окружающих нервный ствол (сдавливание нерва в какой конфигурации генетического аппарата клеток приводят к нарушению регуляции их роста и дифференцировки»>изменения генетического аппарата клеток приводят к нарушению регуляции их роста и дифференцировки), отеком (Отёк лат. oedema — избыточное накопление жидкости в органах) вследствие травм либо инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека)).
Радикулиты — более всераспространенные процесс вовлекаются пучки служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных (орган животного, служащий для передачи в обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков»>мозг важной для организма информаци) волокон, отходящие из спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Более всераспространенная причина радикулита — заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) позвоночника. Разные травмы позвоночника, переохлаждение, ряд заразных болезней также способны вызвать радикулиты.
Онемение и покалывание может явиться следствием недостатка кальция и магния. Принимайте по 1000 мг кальция и 500 мг магния раз в день в течение 2 — 3 недель. чувство покалывания и онемения может вызвать недостаток линолевой кислоты, неподменной жирной кислоты, из которой в организме образуются простагландины. Повысьте потребление полиненасыщенных и мононенасыщенных жиров, содержащихся в маслах — оливковом, подсолнечном, льняном, софоровом. недостаток витаминов группы В может вызвать онемение и покалывание, так как все эти витамины (группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы) играют важную роль в обычном функционировании нервной системы
Механизмы повреждения периферической нервной системы разнообразны и зависят от этиологии антигены, содействующие развитию иммунопатологических гуморальных и клеточных реакций, либо гиперчувствительности незамедлительного и замедленного типов. При всем этом поражается в большей степени периферическая нервная система, но вероятны также конфигурации головного и спинного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). При заразных заболеваниях хоть какой ПН. является на самом деле ПРН, потому что патологический процесс сначала локализуется в корешках и только за тем распространяется на периферические часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных волокон) лат. nervus — составная часть нервной системы; структура (и центральную нервную систему). Огромное развития патологического процесса имеют возникающие сосудистые нарушения и демиелинезация. Существенную роль играет также реактивность организма и проницаемость гематоэнцефалического барьера, на которые влияют почти все провоцирующие причины.
ПН и ПРН у малышей встречаются пореже, чем у взрослых. В детском возрасте преобладают первичные и вторичные инфекционно-аллергические ПРН. При всех видах ПН и ПРН развивается однотипный синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом), характеризующийся последующими главными симптомами (симптом — одна отдельная конкретная жалоба больного): вялым тетрапарезом, наиболее выраженным в дистальных отделах конечностей, болями и нарушениями чувствительности по периферическому полиневритическому типу, разными в большей степени дистальными вегетативными расстройствами.
Невралгия тройничного нерва (болевой тик Труссо)
Хворают люди старого возраста (опосля 40 лет) и почаще дамы.
Невралгия тройничного нерва является мультифакториальным болезнью. Указывают на этиологическую роль общих зараз, приобретенных местных зараз, таковых как гайморит, атеросклероза (атеросклероз — хроническое заболевание артерий эластического и мышечно-эластического типа) сосудов с нарушением васкуляризации нисходящего корешка тройничного нерва, болезней зубов, верхней и нижней челюсти, патологического прикуса, узости костных каналов и др. В крайние годы стали придавать одной из самых нередких форм поражения периферической нервной системы в детском возрасте. Это обосновано чертами анатомического расположения нерва и его взаимоотношением с примыкающими образованьями. Так, в узеньком лицевом канале пирамиды височной кости лицевой нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка служащий для передачи в мозг важной для организма информаци»>нервных волокон) занимает 40-70% площади его поперечного сечения. В остальной части канала размещается обильно васкуляризованная рыхловатая соединительная объединённых общим происхождением, что предрасполагает к компрессии нерва вследствие даже маленького отека. Не считая того, вероятна прирожденная аномалия канала (сужение, незакрытие).
Невриты лицевого нерва обычно встречаются у малышей школьного возраста. Появление вялого паралича мимических мускул у малышей первых 3-х лет жизни просит в любом определенном случае исключения понтинной формы полиомиелита.
Вертеброгенные работоспособности»>системы, настолько нередко наблюдаемые у взрослых, существенно пореже встречаются у малышей и подростков. Но исследованию клинических проявлений остеохондроза у малышей и подростков придается огромное ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) в его появлении, нередкой встречаемой при дегенеративно-дистрофических конфигурациях позвоночника прирожденных аномалий его развития, наличием семейно-наследственной расположенности к вертеброгенным болезням периферической нервной системы. Исследование клинических синдромов остеохондроза позвоночника у малышей и подростков очень животрепещуще к тому же поэтому, что в этом возрасте малыши подвергаются завышенной перегрузке на позвоночник: занятия в спортивных секциях, роль в соревнованиях и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы лицезреем, что нервная система человека — это непростая сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря возможности реагировать на наружные и внутренние действия (стимулы).
Мы узнали, что главные функции нервной системы — получение, хранение и переработка инфы из наружной и внутренней среды, регуляция и регулирование деятель всех органов и органных систем.
Весьма важен вывод о том, что Интеграция осознанных чувств и подсознательных импульсов в головном мозгу — непростой процесс. Нервные (относящиеся к пучкам нервов) клеточки вправду организованы таковым образом, что вероятны млрд вариантов их объединения в цепи. Но мы еще не можем буквально разъяснить механизм того, как происходит мыслительная деятельность человека, при помощи каких связей он понимает окружающую реальность и себя в ней.
Науке еще лишь предстоит открыть много новейшего и неизведанного в данной области познаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фомин Н.А. человека: механизм саморегуляции. — СПб: «Сотис», 1998.
4. Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение в так и отдельных систем и действий»> так и отдельных систем и процессов»>физиологию
(Физиология представляет собой комплекс естественнонаучных дисциплин, изучающих как жизнедеятельность организма в целом, так и отдельных систем и процессов) сенсорных систем. — М.: Высшая Школа, 1993.
5. Зверев И.Д. Книжка для чтения по анатомии, физиологии (Физиология от греч. — природа и греч. — знание — наука о сущности живого) и гигиене человека. — М.: Просвещение, 1989.
6. Фомин Н.А. физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) человека, под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса, т. 1, М., 1996.
8. Любимова З. В., Маринова К. В., Никинина А. А., Возрастная другими словами о закономерностях функционирования и регуляции био систем различного уровня организации»> жизни в норме и при патологиях (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации).: Учеб. для студ. высших учеб заведений.: В 2 ч. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 1. — 304с.